Как правильно называть Беларусь в России?
В России существует Общероссийский классификатор стран мира. Этот документ разработал институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству при Росстандарте и Центральный банк. В описании говорится, что он предназначен для идентификации стран мира. Классификатор устанавливает два варианта написания для нашей страны. Полная версия — Республика Беларусь, а сокращенная — Беларусь. Но почему тогда в указе Владимира Путина значится «Республика Белоруссия»?
Этот вопрос журналист «Зеркала» задал посольству России в Минске. Сотрудник дипмиссии не знал ответа и посоветовал обратиться в Администрацию президента России, «где был составлен указ».
В пресс-службе Путина по телефону с нами пообщаться не захотели. «Зеркало» отправило туда официальный запрос. Мы опубликуем ответ, как только (и если) мы его получим.
Никакой реакции на неправильное написание Беларуси в указе президента России не было и со стороны беларусских дипломатов. Журналист «Зеркала» позвонил в пресс-службу посольства Беларуси в Москве, но там также не смогли ответить.
Ошибка в написании намеренная? И как МИД должен реагировать на это?
Бывший временный поверенный в делах Беларуси в Швейцарии Павел Мацукевич говорит, что в случае неправильного указания названия страны посольство и МИД должны отреагировать на это. Способ зависит от отношений с конкретной страной.
— Если отношения плохие, то это может быть поводом вызвать посла России на ковер в Минске и выдать ему ноту протеста, — объясняет Мацукевич. — Но отношения хорошие, эпизод этот происходит в связи с награждением гражданки Беларуси. Можно вежливо указать, что такого государства не существует и что возможны варианты — либо Беларусь, либо Республика Беларусь.
Павел Мацукевич уверен, у беларусских дипломатов есть большое количество возможностей обратить внимание своих российских коллег на эту ситуацию без вызова посла и вручения нот протеста. По его словам, сделать это можно во время многочисленных контактов по линиям МИД и других ведомств.
— У них чрезвычайно много поводов, чтобы деликатно обсудить эту тему, не нанеся друг другу никаких обид, — считает экс-дипломат. — Ни с кем Беларусь настолько интенсивно не контактирует, как с Российской Федерацией. В этой стране самое большое посольство Беларуси за рубежом. Там планируется открыть до двадцати генеральных консульств. То есть чрезвычайно интенсивные отношения — торговые, экономические, военные, логистические.
Почему ни дипломаты, ни чиновники не просят российских политиков называть Беларусь правильно? Павел Мацукевич предполагает, что они не хотят допускать скандалов, чтобы не испортить выгодные экономические отношения.
— Возможно, подход такой: условно, товарооборот с Московской областью — 10 миллиардов, и супер! Купите 200 тракторов и можете называть нас хоть Папуа — Новая Гвинея, — считает бывший дипломат. — Все равно, что вы о нас думаете, как вы нас называете и как вы нас произносите, лишь бы трактора, БЕЛАЗы и МАЗы шли, а нефть была по ценам ниже рыночных.
Павел Мацукевич не знает, специально ли в указе Путина Беларусь была названа «Белоруссией» или это случайная ошибка.
— Может быть и ошибка. Но возможно, это тайный умысел, когда случайно мысли легли на бумагу, и под таким названием Россия видит Беларусь в своем составе. Возможно, это название будущего субъекта Российской Федерации, — не исключает эксперт.