И вот лето почти на исходе, а ты сидишь, пьешь свой чай и рассуждаешь о том, как быстротечно время и как ты “полезно” его проводишь. В общем, полная депрессия для некоторых, а для других – разочарование, что всё почти прошло.
Что может быть лучше в такое время, чем чтение хайку? Поэзия, традиционная и обыкновенная в Японии, на наш слух весьма экзотична. Мы уже писали о том, почему стоит вообще читать поэзию, а теперь расскажем, зачем тебе нужен сборник японских хайку.
Но для начала небольшая техническая справка: оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов, объединенных в один столбец. В свою очередь, столбец разделяется основными, главными словами – кирэдзи. Ну, а сам текст делится в отношении 12:5, соответственно, деление идёт на 5-м или на 12-м слоге. Так как мы всё-таки Европа, а не Азия, то нам более привычно резать строки, то есть хайку мы пишем как трехстишия, несмотря на то, что японцы пишут хайку одной строкой.
Изначально сочинение подобных стихов являлось не более чем хобби обычных людей. Но потом пришел чувак по имени Мацуо Басё, о котором ты наверняка слышал – вот он как раз один из тех, кто вывел жанр на абсолютно новый уровень. Сейчас хайку – это действительно очень определенная и захватывающая поэзия, свободная от рифм, но всё-таки имеющая некую структуру. Хотя сам Басё часто отходил от традиционных правил, что опять же наталкивает на мысль, что техническая сторона вопроса не так уж и важна для поэзии.
Пожалуй, опустим историю хайку и развитие жанра. Давай всё-таки сосредоточимся на том, чем интересны эти стихи и что они могут тебе дать.
1. Краткость
Пусть мне первый расскажет о нём
Бьющий в старом колодце родник.
Басё
Как было сказано выше, хайку состоит всего из 17 слогов. Многие поэты прошлого, а также воины-самураи писали хайку, находясь уже на смертном одре, другие описывали всю свою жизнь только одной строчкой – ты только представь это! Сейчас люди слишком многословны. Когда последний раз ты слушал бессмысленную болтовню своей подруги или даже друга, растянутую на многие десятки минут? Неужели было бы хуже, если важная информация выдавалась бы одной строчкой? Это бы сохранило наше время, а также добавило красоту к речи. Краткость хайку учит нас выделять суть. А подобное умение применимо ко многим сферам жизни, и если ты этого не умеешь, то это всё равно что есть апельсин, предварительно не очистив его от кожуры.
2. Простота
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.
Басё
В хайку ты не встретишь излишне оценочных слов. Там не будет всей этой мишуры, которую любили накидать на текст наши сочинители, чтобы поразить читателя красотой слога. Все слова, которые ты встретишь в хайку, – это слова самого обычного человека, в них сложно усмотреть излишество или претенциозность. Поэты Японии считали, что описательство – это безвкусие. Главное – передать суть момента. Иногда стоит упрощать проблему. Возможно, тогда ты доберешься до её сути, а если повезёт, то и вовсе сможешь преодолеть, оценив её бессмысленность.
3. Цени момент
Ударом серпа срезаю
Меж набегающих волн.
Идзэн
Кстати, о сути момента. Ты не найдешь хайку, которое расскажет тебе о будущем или прошлом. Эти стихи находятся вне времени, вне определенного пространства. Краткий миг настоящего – вот что интересует японского поэта. У тебя же в памяти есть те моменты в жизни, которые запомнились лучше других, в которые ты ощущал что-то невероятное. И рядом могло не быть ни людей, ни какого-нибудь важного события. Ты, возможно, помнишь этот отрывок поминутно. Так вот, хайку – это такие же отрывки из жизни людей, они очень биографичны. Пускай связь с реальной жизнью поэта и сложно проследить.
4. Созерцай
Кружатся в воздухе бабочки,
А скряга сидит один.
Исса
Быт, согласись, делает из тебя грушу для битья. Повседневные трудности жизни накладывают отпечаток на твою психику и личное самочувствие. Ты вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что мозг занят какой-то непонятной, маловажной чушью вроде мыслей об оплате счетов, талонов за парковку, рабочем перерыве, выходе на обед или прогулками с собакой подруги. Конечно, очень хорошо, что ты живешь и не падаешь духом, но иногда необходимо отдалиться от всего этого. Стать наблюдателем по отношению к жизни, а не её суетным участником. Когда ты читаешь хайку, ты, конечно же, читаешь об этом мире, со всеми его суетностью и проблемами, но также о том, что остаётся вечным, что природа вещей редко меняется по нашему желанию, а человек довольно одинок в этой Вселенной и не вечен.