10 ноября 2024, воскресенье09:20

Политика

Почему Беларусь снижает расходы на оборону?

18 апреля 2016, 7:14

Экономический кризис вынуждает Беларусь выпадать из общего курса на милитаризм в регионе.

По опубликованным недавно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Беларусь – одна из самых миролюбивых стран в регионе. В то время как все соседние государства в 2015 году наращивали расходы на оборону, Беларусь снижала. Причем, по данным SIPRI, расходы на оборону в Беларуси сокращаются как в реальных цифрах, так и в пропорциях к ВВП. Согласно информации шведских исследователей, в 2015 году Беларусь потратила 724 млн долларов. В 2014 году, по данным SIPRI,  эта сумма составляла 1 млрд 11 млн долларов.

При этом военные расходы в пропорции к ВВП Беларуси в прошлом году оказались на уровне 1,2%. В 2014 году они составляли 1,3%, а в 2006 году – 1,7%.

Самый низкий в Беларуси уровень трат на оборону в перерасчете на душу населения. В прошлом году в нашей стране, по данным SIPRI, на человека приходилось 76 долларов, израсходованных на военные нужды. В России этот показатель составил  454 доллара, в Украине – 84,8, в Польше – 275 долларов, в Литве – 162 доллара, в Латвии – 141 доллар.

Прокомментировать белорусскую миролюбивость, возникшую на фоне общей милитаризации, «Ежедневник» попросил военного обозревателя Александра Алесина:

– Почему в Беларуси происходит сокращение расходов на оборону?

– Я думаю, что сокращение расходов на оборону вызвано, прежде всего, экономическим кризисом. Александр Лукашенко обеспокоен, прежде всего, социально-политической ситуацией в стране и, полагаю, что даже те деньги, которые предназначались для обороны, он сейчас вынужден тратить на внутренние нужды, затыкать дыры. Необходимо и поддерживать лояльность пенсионеров. Александр Лукашенко сказал, что в пенсионном фонде денег уже нет, приходится брать из бюджета. Он сказал прямо, что вынужден брать деньги у учителей и врачей. Но если посмотреть динамику расходов, то вряд ли средства изымаются из образования и медицины. Скорее всего, на нужды пенсионеров идут деньги, которые планировалось пустить на увеличение военных расходов. Мы бедные. И не может страна, находящаяся в экономическом кризисе, много тратить на оборону долгое время.

– А не стали ли белорусские власти считать, что от расходов на оборону мало что зависит?

– Наш торговый потенциал – это тоже как бы предмет торга. Александр Лукашенко просит о льготах, преференциях, косвенно говоря, что он получит какую-то выгоду и пустит ее на укрепление обороны в рамках Союза Беларуси и России. Поэтому расходы на оборону как бы и можно было резко уменьшить, но тогда мы не будем ничего стоить с военной точки зрения, Россия перестанет вкладывать в нас деньги. Поэтому белорусское руководство ведет тонкую политику баланса. Конечно, если бы Беларусь была сама по себе, ее нейтральный статус был бы наивыгодным для  страны. Мы могли бы просто уменьшить армию, думаю, в два раза точно. По расчетам генерал-полковника в отставке Павла Козловского, который ранее был министром обороны Беларуси, армия в 25-30 тысяч штыков для страны была бы вполне достаточна. Но именно для того, чтобы показать России, что мы грозный военный кулак, чтобы быть более значимым партнером в переговорах, Александр Лукашенко вынужден держать армию, которую он и кормить-то скоро не сможет.  

– То есть белорусской армии нужны новые реформы?

– Реформы нужны. В принципе, для Беларуси хватило бы «ядра» – сил специальных операций, еще каких-то мобильных подразделений. А все остальное, я думаю, можно было бы свести к минимуму. 


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by