Возможны три варианта развития дальнейших событий.
Есть шансы, что Украина не проиграет битву за Донбасс и сможет защитить свое политическое будущее, пишет генерал Станислав Козей, бывший глава бюро национальной безопасности Польши.
Наступил переломный момент: отныне война может развиваться по-разному. Москва еще может стремиться к полной победе. В понимании России победа означала бы уничтожение украинской армии на левом берегу Днепра и присоединение к России территорий, которые она называет Новороссией (Донбасс и весь юг Украины, включая Одессу и, возможно, Харьковскую область). Путин также хочет, чтобы власть в Киеве рухнула, а то, что осталось от Украины, стало политически подчиненным России.
На юге Украины россияне прилагают большие усилия для усиления оккупации захваченной территории, чтобы получить доступ к сухопутному коридору на Крымский полуостров, который они захватили еще в 2014 году. Российской армии сейчас необходимо мобилизовать больше личного состава и перебросить старую технику со своих стратегических складов на передовую. Украинские силы получают новейшую наступательную военную технику из западных стран. Российская сторона пытается сорвать эту помощь дальнобойными ракетными ударами. Однако ей не хватает высокоточного оружия, чтобы наносить такие ракетные удары по территории Украины.
Москва, вероятно, удовлетворилась более ограниченной победой. Однако она опирается на контроль над захваченными территориями Донбасса и над сухопутным коридором в Крым. Сейчас это оккупированные территории Херсонской и Запорожской областей Украины.
С другой стороны, для Украины было бы победой, если бы ей удалось отбросить российские войска туда, где они находились до вторжения 24 февраля.
Бои за Донбасс
Есть много признаков того, что исход боев в Донбассе может стать ключевым военным фактором, который повлияет на дальнейший ход войны в Украине — и, возможно, на сроки ее завершения. Однако из этого не обязательно следует, что победа одной из сторон на Донбассе будет означать победу этой стороны во всем конфликте. С точки зрения более широкой евроатлантической безопасности победа России была бы самым нежелательным исходом войны.
Сценарий, при котором Россия выиграет эту битву, мог бы реализоваться, если бы, например, западное оружие не достигло украинских войск через Днепр достаточно быстро и в достаточном количестве. Вооруженные силы Украины могут быть окружены и уничтожены в котле Донбасса, что приведет к захвату Россией территории всей Восточной Украины.
Сценарий, в котором победила Россия
Если бы это произошло, Россия, наверное, не остановилась бы на достигнутом, и мы стали бы свидетелями дальнейшей эскалации войны. В таком случае, после нескольких недель перегруппировки и подготовки, Россия, скорее всего, возобновит наступление на Одессу и Приднестровье и, скорее всего, повернется против Киева, чтобы окончательно свергнуть украинское государство. Побежденной и территориально разделенной Украине придется переосмыслить себя в политическом и организационном плане. Он неизбежно оказался бы в полной зависимости от России.
В этом случае Россия выйдет из войны более сильной, а победа побудит ее более яростно противостоять Западу. Российское общество, охваченное эйфорией военного триумфа, объединится для преодоления экономических трудностей, вызванных западными санкциями.
Украина больше не будет стратегическим и политическим вызовом для Москвы.
Поражение Запада поставит Россию в более выгодное стратегическое положение в отношениях с НАТО, чем сегодня. Она будет господствовать на Черном море, а стратегическое положение Польши и стран Балтии на восточном фланге НАТО ухудшится, несмотря на вступление в союз Финляндии и Швеции.
Разочарование США и опасный Китай на заднем плане
При таком графике Россия станет еще более агрессивной. Задача Запада состояла бы в том, чтобы найти действенный ответ на эту стратегию. В результате она станет более восприимчивой к российскому ядерному шантажу, чем сейчас.
Затянувшаяся конфронтация между Россией и Западом, которую некоторые, в том числе и я, называют второй холодной войной, будет развиваться в ближайшие годы в гораздо более неблагоприятных для Запада условиях, чем раньше. Запад, не сумевший эффективно отреагировать на войну России с Украиной, выйдет из этого испытания геополитически ослабленным, внутренне разочарованным и политически разделенным. Неудача может спровоцировать глубокий кризис руководства в Западной Европе и привести к реорганизации НАТО, особенно в вопросах безопасности.
Соединенные Штаты могут начать терять интерес к поддержке безопасности Европы. Столкнувшись со всем этим, у Китая, несомненно, возникнет соблазн увеличить свои вызовы в отношениях с Западом и в Индо-Тихоокеанском регионе.
Сценарий, в котором конфликт заходит в тупик
Второй вариант предусматривает возможность завершения битвы на Донбассе без явного победителя. Исходя из текущего графика событий, такой сценарий в некоторой степени вероятен. Российская армия не сможет окружить и уничтожить украинскую армию на Донбассе, а украинцы не смогут оттеснить русских на довоенные позиции. Естественным следствием такого тупика может стать политический поиск условий хотя бы временного перемирия и начало мирных переговоров с определенными посредниками.
Такой сценарий может быть связан с вводом в зону соприкосновения обеих армий международных миротворческих сил и международных наблюдателей. Из-за длительности переговорного процесса он превратится в замороженный конфликт, как на Донбассе перед войной, только на этот раз в менее благоприятных для Украины обстоятельствах.
Однако быстро принять такое решение не представляется возможным из-за нежелания сторон принять его. Во-первых, Россия может предпочесть эскалацию ответа на тупик, используя стратегию повышения ставок, которую она уже использовала в Украине. Также неизвестно, согласится ли Украина на временное замораживание войны.
Сценарий, в котором Украина добилась ограниченного успеха
Наконец, какими могут быть последствия победы Украины в битве на Донбассе и, хотя бы частичного поражения российских войск в регионе? Или, что еще радикальнее, восстановление Украиной позиций, которые напоминали бы довоенный статус-кво? К сожалению, это маловероятный сценарий, если Запад будет следовать своей нынешней пассивной стратегии в опосредованной войне с Россией.
После поражения на Донбассе Россия, наверное, не смирится с поражением. Можно ожидать, что она будет упорно бороться за сохранение как можно большей части оккупированной территории, как на Донбассе, так и на юге страны. При таком графике риск эскалации войны, в том числе с применением оружия массового поражения, будет наибольшим. Подобные меры Москва могла бы предпринять, чтобы не допустить потери оккупированного сухопутного коридора в Крым, то есть Азовского побережья на трассе Мариуполь-Херсон.
Гарантированный сухопутный доступ к Крыму — стратегически самый важный вопрос для России в этой войне, более важный, чем внутриполитические выгоды от аннексии Донбасса. Можно даже предположить, что Россия может быть готова пойти на уступки по Донбассу, если проиграет там битву. Однако для защиты коридора в Крым она будет готова пойти на самые радикальные меры, вплоть до применения ядерного оружия.
Повышение роли ядерного сдерживания
Поражение России на Украине докажет полную неспособность российской армии воевать. Это имело бы серьезные последствия, увеличивая роль ядерного оружия в оборонной стратегии России и ее продолжающейся конфронтации с Западом. Вторая холодная война будет в большей степени ориентирована на ядерное оружие, чем первая, и потребует серьезного пересмотра ядерной стратегии НАТО, особенно в отношении систем нестратегического ядерного оружия.
Независимо от того, чем закончится война в Украине, обязательно произойдет изменение политики Евроатлантического альянса, особенно в регионе Центральной и Восточной Европы. Ничто уже не будет прежним, и период после холодной войны останется в глубокой памяти. Начнется новый этап холодной войны между Россией и Западом.
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.