Дорога Р99, ведущая от «олимпийки» к Слониму, с недавних пор стала платной, но жалко без сожаления отдать N-ное количество денежных знаков за проезд по ней.
Из придорожных достопримечательностей были обнаружены таблички, запрещающие ходить в лес в связи с близостью 230-го общевойскового полигона, знак на границе Брестской и Гродненской областей, на который водружён орден Ленина, а вдали виднелась Слонимская телевышка, находящаяся в д.Новая Стража. Высота в 374 м позволяют этой конструкции считаться самым высоким сооружением в Беларуси.
Название Слонима происходит от слов «услона» или «вслона», что означает барьер, заграждение, укрепление, заслон, и слоны здесь совсем ни при чём. Это один из самых древних городов Беларуси, впервые упомянутый в Ипатьевской летописи в 1252 года, хотя по археологическим данным укреплённое поселение могло возникнуть здесь в 1036 году.
В середине XIII века город вошёл в состав ВКЛ, а 15 июня 1410 года слонимская хоругвь участвовала в битве под Грюнвальдом, где были знатно «отмудоханы» тевтонские рыцари-крестоносцы. Несмотря на это, остаётся непонятным присутствие герба Слонима на щите одного из “Нясвіжскіх волатаў – удзельнікаў і пераможцаў Грунвальдскай бітвы”, памятник которым установлен в посёлке Городея, что под Несвижем.
Свой герб Слоним получил в 1591 году, когда было подтверждено его право на самоуправление, дарованное городу в 1531 году королём польским и великим князем литовским Сигизмундом I. Изображение льва на гербе, вероятнее всего, связано с тем, что в 1586 году городом стал владеть великий литовский князь Лев Сапега, по инициативе и под редакцией которого был напечатан «Статут Великого княжества Литовского». После него город принадлежал подканцлеру литовскому Казимиру Льву Сапеге, позже город получил Кароль Радзивилл.
Наибольший расцвет Слонима связан с деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского в XVIII в. В 1795 году Слоним в результате третьего раздела Речи Посполитой вошёл в состав Российской империи, ну а потом его постигла участь всех городов Беларуси, которые в 1921 году по Рижскому мирному договору отошли под юрисдикцию Польши и в 1939 году были оккупированы советской Россией.
На въезде в Слоним мной была допущена ошибка – включён навигатор, благодаря некорректной работе электронного мозга которого мы слегка заблудились среди улиц, однако на одной из окраин обнаружили весьма позитивную клумбу, сделанную из чуда советского и украинского автомобилестроения. Выключив электронную «приблуду» и выяснив у прохожего горожанина дорогу, мы двинулись в центр, расположенный на холмах, где было сделано фото вполне традиционного танка-освободителя и виднеющейся из-за домов, судя по всему, башни Троицкого костёла бернардинцев, переделанного в одноимённую православную церковь и относительно недавно изуродованного новым луковичным куполом. Откуда в синеокой такая тяга к издевательству над памятниками архитектуры, откуда такое стремление уничтожить «русским стилем» сдержанную суровость белорусской архитектуры, можно только догадываться. К слову, власти наплевали на все доводы некоторых специалистов и просто неравнодушных местных жителей, которые были против золотой луковицы, испортившей панораму древнего города.
Интересна и лаконичная архитектура слонимской синагоги, ремонт которой, судя по всему, начался достаточно давно, но до сих пор, к великому сожалению, ограничился, возведением временного деревянного забора вокруг и новой кровлей. Рядом с синагогой разместился рынок, что достаточно символично. Впрочем, рынок был здесь и 350 лет назад. Возможно, в следующий раз удастся попасть внутрь, где пока ещё сохранились старые фрески.
Входная брама на территорию костёла Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1664г.) бывшего монастыря бернардинок (1764г.) почему-то разместилась со стороны апсиды, вход в сам костёл тоже непонятно почему устроен сбоку храма, а не как обычно, со стороны главного фасада. В том виде, в котором костёл дошел до наших дней, его построили в 1793 году, после пожара, уничтожившего его. В 1864 году царская власть запретила принимать в монастырь новых сестер. Пустующее здание ветшало без должного ухода, но в 1907 году, после выхода указа Николая II о свободе вероисповедания, в монастырь приехали первые сёстры, которые взялись за реставрацию здания собственными силами. При монастыре были открыты школа и интернат для девочек.
Во время войны двух монашек расстреляли фашисты, остальных изгнали советские власти после победы. До недавнего времени в стенах монастыря располагалась больница. Сейчас монастырь и костел снова переданы Католической Церкви.
В начале улицы Первомайской стоит один из памятников Ленину (пользователь незаслуженно утратившего популярность живого журнала под именем darrius, во многом благодаря которому у меня появилась идея путешествий по Беларуси, обнаружил в Слониме трёх Ильичей, но, говорят, что их там аж четыре). Дедушка Ленин с ул.Первомайской застыл в классической позе, указывая при этом правой рукой в сторону православной церкви. Справедливости ради нужно заметить, что когда памятник устанавливали, не известно, был ли на том месте старый Спасо-Преображенский собор, взорванный в 1963 году и восстановленный в 2000-е. Как и во многих других случаях, этот храм с момента его постройки в 1635 году был католическим костёлом Божьего Тела, рядом с ним располагался построенный несколько позднее монастырь. Так было до тех пор, пока в XIX веке монахов не выставили за ворота, а над зданием, в процессе его перестройки в православную церковь, не появился купол.
Прогуливаясь по Слониму, мы набрели на здание Белпочты, построенное в стиле модерн, возле которого стоял пошловатый макет почтовой кареты. Пройдя немного дальше, вышли на улицу с названием Оперная. Михаил Казимир Огинский построил в городе несколько предприятий, типографию, основал театр, который гремел по всей Европе. Многие польские, немецкие, итальянские оперные и драматические актёры считали за честь служить в нем. Жаль, но не сохранился до наших времен ни плавучий театр на баржах, ни дом оперы, имевший такую большую сцену, что на ней устраивали водные феерии и конные баталии. Зато сохранила свое первоначальное название улица Оперная.
На табличке под названием улицы видны буквы какого-то другого топонима, причём, гвозди, которыми она крепится к стене, предусмотрительно не забиты до конца. Сделав вывод, что в Слониме у властей хватило мозгов сохранить первоначальное название улицы, но не хватило денег на нормальную табличку, и, решив, что деньги – дело наживное, мы двинулись к слонимским вокзалам, которые разместились далековато от центра в равнинной части города. Здание железнодорожного вокзала в Слониме, построенное в начале XX века, в котором смешались стили необарокко и модерн, пусть и с пластиковыми окнами, безусловно, заслуживает внимания.
Здесь же построенная в середине XX века водонапорная башня. Автовокзал расположился рядом.
Знаменитое слонимское предместье Альбертин, где находится не менее известный картонно-бумажный завод оставляем на следующий раз и проезжаем, не останавливаясь, к тому же информация вдоль дороги о достопримечательностях Альбертина и о пути к ним отсутствует. И это недостаток многих интересных мест в Беларуси. Даже зная об их существовании, нужно не мало потрудиться, чтобы найти их и увидеть.
Выезжаем из Слонима с его примерно пятидесятитысячным населением.
Следующая остановка – Жировичи.
В следующей части: что в Жировичском монастыре можно получить бесплатно и на каком автомобиле приехала делегация служителей церкви.