Николай Ильючик - известный на Лунинетчине журналист и писатель, автор ряда сборников стихов, песен и прозы. В родной деревне Богдановка он - пастор церкви Христиан Веры Евангельской, друг детей, который помогает реализовывать им творческие таланты на сцене.
Актовый зал церкви заполнен до отказа, зрители замерли в ожидании предстоящего зрелища. Ещё бы! Не каждый день можно посмотреть на учеников своей же школы в роли артистов. На сцене ставится спектакль по мотивам библейской истории, автором и постановщиком которого выступил пастор церкви ХВЕ Николай Антонович Ильючик.
Ребята играют эмоционально, выразительно. Зрители, не отводя глаз, внимают каждому слову героев пьесы…
По окончании праздничного действа автор благодарит артистов и зрителей, поздравляет всех с Рождеством. Слова восхищения творчеством звучат в ответ от присутствующих.
После того, как зрители разошлись, а юные актёры отправились отдыхать, мы поговорили с Николаем Ильючиком о том, как рождаются пьесы, и многом другом.
– Дети, которые выступали, ходят в воскресную школу при церкви. Дошкольников мы берём в школу с 3-х лет. Здесь дети занимаются примерно до 14 лет. Потом, если хотят, остаются. В церкви есть молодежная группа. У них свои мероприятия, они поют, играют на музыкальных инструментах, вместе проводят время.
– Как дети попадают в воскресную школу? Это их желание, либо же родители проявляют инициативу?
– Скорее, это желание родителей. Если родители посещают церковь, то и детей своих приводят. Большинство родителей ни к какой конфессии себя не относят, но хотят, чтобы дети были здесь. Есть определённая польза с этого, закладываются азы христианства, отношения к родителям и учёбе.
Летом мы устраиваем вечерние посиделки у костра, дети с удовольствием приходят, приводят своих друзей. Устраиваем игры и конкурсы.
– Как Вам удаётся всё успевать? Вы и журналист, и писатель, много ездите по району… Свойственно ли Вам чувство эмоционального выгорания?
– Времени свободного почти нет… Чувство выгорания знакомо. Иногда появляется пессимизм, если не получается что-то, иногда возникает желание всё оставить. Тогда прошу у Бога сил, и он даёт.
– Как возникла идея написания пьес?
– Это новое для меня. Началось всё этим летом. 2017-й был годом 500-летия Библии. И нужно было провести мероприятия в церкви, посвящённые этой дате. Мои сыновья – студенты – были дома на каникулах, они и предложили сделать постановку самим. Но возникла проблема выбора пьесы. Сын и говорит:
– А что, члену Союза белорусских писателей слабо пьесу написать? (смеётся).
Я написал пьесу и три моих сына были в ролях. Они собрали своих друзей и великолепно сыграли. Конечно, с ними было проще работать, ведь они взрослые.
Вторая пьеса прошла осенью, был Праздник жатвы. В этот праздник мы делаем натюрморт из плодов из огородов-садов и проводим богослужение, благодарим Бога. Студенты тогда уже уехали на учёбу, а старшеклассники захотели проявить себя. Поставили сказу «Репка» на новый лад. Суть пьесы в том, что в любом труде важна командная работа. Дети были в восторге.
Что касается рождественской постановки, тут инициативу проявили учителя воскресной школы и «спровоцировали» меня на написание новой пьесы.
– Как проходит подготовка к постановке? Как ребятам удаётся выучить большой объём текста?
– Репетиции проходят так: собираю детей, читаю им текст. Читаю все роли с той интонацией, которую хочу видеть во время спектакля. Прошу, чтобы ребята прочувствовали, какая роль им ближе и выбирали. Если вдруг они не могут определиться, помогаю сделать это, но так, чтобы им казалось, будто они сами выбрали (улыбается). Я же вижу их потенциал и возможности.
На второй репетиции ещё разрешается пользоваться шпаргалками, на третьей – лишь в исключительных случаях. А потом шпаргалки запрещены вовсе.
Аплодисменты детям – счастье. Я готов делать всё, если от этого есть какая-то польза, для детей – тем более.
– Сколько примерно времени уходит на написание пьесы?
– Эту я написал за два вечера. Саму библейскую историю знают все, хотелось увязать её с современностью, чтобы был не просто пересказ…
Как-то ездил к друзьям в Кёльн, мы ходили в Кёльнский собор. И тогда узнал, что под этим собором захоронены останки тех самых мудрецов, которые принесли дары младенцу Христу. Было необычное чувство. Использовал эти знания при написании пьесы.
– Вы не педагог. Получается ли находить контакт с детьми? Ведь все они разные.
– Подход найти просто, у меня самого трое сыновей, опыт есть. Тем более, детей к нам приводят с трёх лет, всегда встречаю их в фойе, разговариваю с ними. Дети всегда отзываются на внимание взрослого. Могу с ними и в футбол поиграть, и у костра посидеть. Есть у нас летняя библейская школа, собираем на 4-5 дней, играем, проводим уроки. Это тоже сближает.
Специальный подход к детям не ищу, просто уделяю внимание каждому. Они очень ценят это. С ними не трудно. Мой отцовский опыт очень кстати.
Я не говорю, что у меня идеальные дети, это будет нескромно, но они замечательные, а главное – самостоятельные. Они всегда понимали, мы всегда умели договориться. Конфликтов у нас не случалось. Когда с ребёнком разговариваешь, то начинаешь понимать, что ему нужно, и ищешь компромисс.
У нас было так: заканчивают четверть успешно – едем в путешествие по Беларуси. Куда они хотели, туда я их вёз. Они должны были выбрать историческое место и изучить о нём все – такое ставилось условие. Они интересовались, что увидят в Турове, Полоцке… Маму с собой не брали (смеется). Мама была на хозяйстве, дети и сейчас вспоминают, как ездили со мной. К слову, моя супруга тоже творческий человек. Раиса помогает мне при подготовке постановок, она пишет музыку, играет на гитаре…
– Не возникало ли идеи сделать что-то подобное со взрослыми? Написать для них пьесы, сделать постановку?
– Пока нет. Думаю, это если и возможно, то только с теми, кому до 30 лет. Те, кто старше, более занятые. Детям главное дать понять, что они нужны и чего от них ожидают. Они привыкают ко мне, становятся близкими. Но где та грань, которую нельзя перейти? Нужна мудрость, чтобы не обидеть семью и самого ребёнка.
Николай Ильючик родился в 1966 году в д.Богдановка Лунинецкого района. Член Союза белорусских писателей и Белорусской ассоциации журналистов. Является автором сборников: “Ці жыве душа”, “Шматкроп’е кропель”), “Роспач і надзея”, повести “У памяти в долгу», детской книги “Цуд на Каляды”. Печатался в ряде коллективных сборников, в том числе “Жырандоля”. В 2017 году презентовал сборник рассказов и миниатюр «Верагоднасць цуду».
– Нынешнее поколение детей проводит свободное время за компьютерами и телефонами. Как с этим боретесь Вы?
– У моих детей были компьютерные и некомпьютерные дни. Они выбирали себе три дня в неделю, когда были меньше заняты. Мы находили компромиссы.
В церкви тоже некоторые придут и сидят в телефонах. Запретить нельзя, это чужой ребенок. На занятиях в воскресной школе прошу, чтобы отключали. С подростками разговариваю открыто о том, что интернет – не самое лучшее, что есть в жизни. У них в голове должен быть фильтр. Прошу, чтобы не опускались ниже определённого уровня, привожу примеры.
Иногда приходят со своими проблемами, опять же пытаюсь помочь. Важен индивидуальный подход. Их ещё можно научить.
– Не возникало ли желания у Вас, как у человека творческого, переехать в город, где больше возможностей?
– По своему менталитету я вовсе не городской житель. Люблю работать в огороде, заниматься хозяйством. Город меня не привлекает. Было время, когда мы с женой ездили в театр оперы и балета в Минск. Сейчас сложнее вырваться. Но мы находим время для посещения презентаций, творческих встреч.
У нашей семьи была возможность уехать в Америку. Но не сложилось. Значит, так нужно.
– Какие у Вас цели на ближайшее будущее? О чём мечтаете?
– Звёзд с неба не хватаю, ничего не загадываю. У меня сильное чувство ответственности за других. Есть творческая отдушина, а целей особых не ставлю, на все смотрю прагматично. Понимаю, что не всё от меня зависит… Всё идёт так, как предназначено. И я доволен тем, что происходит в моей жизни.
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.