Начальник Пинского межрайонного отдела госкомитета судебных экспертиз (МРО ГКСЭ) Республики Беларусь Дмитрий Владимирович Левкович рассказал Медиа-Полесью об особенностях службы:
– Современная история нашего отдела в Пинске ведёт отсчёт с 1 июля 2013 года. Тогда все разрозненные экспертные подразделения, которые подчинялись различным структурам, были объединены в один межрайонный отдел.
То есть, объединились экспертно-криминалистические отделы ГОВД и РОВД, государственная служба судебно-медицинских и судебных психиатрических экспертиз.
Структура службы Пинских судебных экспертов
Пинский межрайотдел состоит из следующих структурных подразделений:
Экспертно-криминалистический отдел состоит из сектора криминалистических экспертиз, сектора специальных и технических экспертиз.
Сотрудники этого отдела выезжают на места совершения преступлений и ДТП. Также проводят следующие виды экспертиз: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, автотехнические, технические экспертизы документов.
Также проводят экспертизы холодного и метательного оружия. Например, недавно проводили экспертизу арбалета.
Сектор специальных и технических экспертиз проводит исследование веществ на содержание наркотиков и психотропов, а также спиртосодержащих жидкостей. Из необычных для нашего города случаев: пинские эксперты проводили исследование галлюциногенных грибов.
В скором времени в Пинске будут делать экспертизы компьютерной техники и радиоэлектронных устройств. Например, компьютеров и смартфонов.
Отдел медицинских судебных экспертиз, в структуру которого входит сектор судебно-медицинских экспертиз. Работники указанного отдела привлекаются в качестве специалистов при осмотре мест происшествий по фактам смерти граждан, а также проводят экспертизы трупов и физических лиц, медико-криминалистические экспертизы.
Сектор судебно-психиатрических экспертиз. Судебные эксперты-психиатры исследуют человека на наличие или отсутствие психического расстройства и его влияния на поведение. Эксперт-психолог выявляет психические процессы и состояния человека, а также их влияние на поведение исследуемого лица в юридически значимый период времени.
Территория, на которой работают пинские судебные эксперты
В зоне ответственности Пинского МРО ГКСЭ находится город Пинск и Пинский район, а также Ивановский, Столинский и Лунинецкий районы.
В каждом из этих районов имеются по два сектора: экспертно-криминалистический и судебно-медицинский.
– Одна из наших функций – работа на местах происшествий, – рассказывает Дмитрий Левкович. – Наши криминалисты постоянно в составе следственно-оперативных групп привлекаются для осмотров мест происшествий.
Кража, ДТП, убийство, изнасилование, любое иное преступление, – всегда на местах происшествий присутствует эксперт-криминалист. Который, используя свои специальные познания и имеющуюся криминалистическую технику, осуществляет поиск, выявление и фиксацию следов, позволяющих изобличить преступника и доказать его вину.
Где куются кадры
Для работы в секторе криминалистических экспертиз основным поставщиком сотрудников является академия МВД. Там есть следственно-экспертный факультет, который готовит экспертов-криминалистов.
Но есть ряд экспертиз, для проведения которых необходимо специфическое образование. Например, только инженер может проводить автотехнические экспертизы.
– Кстати, у нас открыта вакансия на эту должность, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – Так что желающие могут обращаться. Претендент пройдёт специальную подготовку, поступит к нам на службу стажёром. А после сдачи экзамена станет квалифицированным судебным экспертом.
В секторе специальных и технических экспертиз должны быть химики или люди с ИТ-образованием.
Медики, врачи-психиатры и психологи, должны иметь специальное медицинское образование. Затем они в нашем ведомственном институте проходят годичную переподготовку и сдают квалификационный экзамен.
Криминалисты, прежде чем получат право на самостоятельное проведение экспертиз, также сдают квалификационный экзамен.
– Все эксперты проходят переаттестации, ездят на стажировки и курсы повышения квалификации. То есть, они постоянно учатся, – подчёркивает Дмитрий Левкович.
В госкомитете судебных экспертиз Беларуси есть специалисты в любой области знаний
Постоянно внедряются новые виды экспертиз, новые методики. Например – выделение генотипа животных (раньше выделяли только человека). Также проводятся экспертизы по растениям, минералам, земле. Начали проводить сексологические экспертизы.
– Комитет судебных экспертиз постоянно развивается, – продолжает наш собеседник. – И если раньше некоторые эксперты были только в Минске, то сейчас они появляются в областных центрах, крупных городах. Наверное, нет той области, в которой у нас нет специалистов.
Любой желающий может обратиться за услугой к специалистам-экспертам
– Кстати, любой вид экспертиз, осуществляемых в нашем ведомстве, можно провести на платной основе, – уверяет Дмитрий Левкович. – Такие экспертизы проводятся как для физических лиц, так и для организаций.
Например, в Пинске обращались за проведением почерковедческой экспертизы и экспертизы документов. Люди получают травмы и обращаются за установлением степени тяжести утраты здоровья.
– Был такой бытовой случай, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – В квартире пинчанина треснуло кольцо водомера, и ему выставили огромный счёт за «расход воды». Наши специалисты провели экспертизу прибора и сделали заключение, что он был повреждён при установке. Проще говоря, кольцо «пережали».
Также в Пинске проводят экспертизы на сделкоспособность граждан. Эта экспертиза очень полезна, когда при заключении сделок участвуют люди почтенного возраста. В Бресте можно сделать экспертизу по установлению отцовства.
Техника облегчает работу, но не заменит эксперта
В структурах Госкомитета судебных экспертиз постоянно ведётся техническое перевооружение.
В Пинске несколько лет назад начали проводить экспертизы наркотических веществ и психотропов. Столица Полесья стала вторым городом в области после Бреста, который получил для этого дорогостоящее оборудование.
Раньше, чтобы провести экспертизу наркотических веществ, необходимо было образцы доставить в Брест и ждать очереди несколько дней. Сейчас на это уходит максимум 12 часов.
– Объясняю, насколько это важно, – говорит Дмитрий Левкович. – У милиции и следствия есть право задержать человека до возбуждения уголовного дела на срок до 12 часов. И раньше мы не успевали в этот срок провести экспертизу. Приходилось отпускать подозреваемых. Сейчас, если задерживается сбытчик, то практически в любое время суток в течение 12 часов мы выдаем заключение.
– А в целом, – подчёркивает наш собеседник, – техника облегчает работу, но не может заменить эксперта, его знания и профессиональные навыки.
Эффективная структура
– В нашем ведомственном институте учатся иностранные специалисты, – продолжает Дмитрий Владимирович. – Есть обмен опытом в формате международных встреч и семинаров, стажировок.
Мы единственная страна в СНГ и, возможно, одна из немногих в мире, в которой все экспертные подразделения сосредоточены в одной структуре. В других странах они подчинены полиции, прокуратуре или иным службам. У нас в Беларуси это самостоятельный орган. Иностранцы мечтают внедрить и у себя такое.
От выводов судебного эксперта зависит судьба человека
– Подготовка судебного эксперта сложная, – говорит в заключение Дмитрий Левкович. – И его работа также сложна и ответственна. Ведь в зависимости от того, какой вывод сделает эксперт, зачастую зависит судьба человека. Когда, к примеру, принимается решение, виновен он или нет в совершении преступления.