Когда автор этих строк трудился над изданием «Народный фотоальбом. Старые фотографии о Пинске и пинчанах», где в итоге были собраны и опубликованы четыре сотни фотоснимков, в том числе межвоенного периода, имя Николая Стасюка ни разу не звучало в общении с историками, краеведами, местными старожилами.
А между тем, его работы весьма интересны. Они показывают, какой была столица Полесья в 20-30 годах прошлого века, как жили, работали, отдыхали здесь люди.
Как сегодня известно, в межвоенный период Николай Стасюк работал слесарем-электриком в Пинской речной военной флотилии (Flotylla Rzeczna Marynarki Wojennej) и увлекался фотографией. Имел в личной собственности фотокамеру «Thowe» немецкого производства. Ушёл из жизни в 1982 году, похоронен в Пинске.
Его фотокамера, негативы на стекле, а также отпечатанные ещё при жизни фотоснимки сохранились. До недавнего времени они находились на чердаке дома, где жил Николай Данилович. И были обнаружены его сыном Ярославом Николаевичем, поселившимся в родительском доме после возвращения в родной город на постоянное жительство.
Вначале фотоархив его отца оказался у пинского художника Андрея Петруковича, а затем перешёл к местному краеведу Александру Новораю, интересующемуся историей Первой мировой войны на Пинщине, а также коллекционирующему фотоснимки довоенного периода.
– Уверен, что Александр лучше распорядится этим историческим материалом, – объяснил Андрей своё решение уступить товарищу архив ранее неизвестного общественности пинского фотографа.
Александр Новорай, опытным взглядом оценив значимость для истории города и страны культурное наследие Николая Стасюка, настроен сделать всё, чтобы общество по достоинству оценило труд фотографа. И уже работает над этим.
Первым делом стеклянные негативы были оцифрованы. Затем обработку снимков выполнил пинский фотограф Олег Бенько. Сегодня большая часть из 300 фотоснимков уже в электронном виде. Остаётся их напечатать, поместить фотографии в рамки и представить широкой общественности. Со слов Александра Новорая, сын Николая Стасюка Ярослав Николаевич идею организации фотовыставки работ своего отца поддерживает.
Нам ещё предстоит изучить жизненный и творческий путь фотографа, узнать, почему в его фотоархиве нет снимков послевоенного периода. Возможно, что в стране с железным занавесом, каким являлся в то время СССР, постоянным поиском врагов народа и возобновившимися после войны массовыми репрессиями, трудновато было с поиском фотоматериалов. В первую очередь стеклянных пластинок с нанесённым на них светочувствительным слоем. До войны Николай Стасюк использовал пластинки известных иностранных производителей.
В его фотоархиве более сотни уникальных снимков. Александр Новорай предлагает оценить 7 из них.
Пятеро молодых людей сфотографировались на входе на немецкое воинское кладбище Первой мировой войны. Среди них и Николай Стасюк. На снимке он сидит на каменной ограде. Фотокамера находится за кадром, она на штативе. Кто эти одетые с иголочки четверо джентльменов? Может быть, потомки коренных пинчан, у кого сохранились их фотоснимки, сравнят и узнают в этой компании своих близких.
На заднем плане за аккуратным дощатым забором похоронены солдаты и офицеры Русской Императорской армии, погибшие в боях и умершие от ран в госпиталях в 1915-1919 годах. На снимке видна кладбищенская часовня в честь Святого Георгия. После Второй Мировой войны её снесли, а не знавшее должного ухода место захоронения воинов царской армии отдали под погребение гражданского населения. Из порядка 120 могил защитников Отечества сохранилось лишь две. По той причине, что родственники покойных сумели поставить своим близким бетонные памятники.
Следующий снимок сделан на набережной Пины. Мужчина и три женщины наслаждаются речным пейзажем. На этом самом месте и сегодня находится причал. За плотным дощатым забором – постройки бывшего францисканского монастыря. Вдалеке видны коллегиум иезуитов и костёл Святого Станислава.
Очередное фото из архива Николая Стасюка сделано в сквере у железнодорожного вокзала. Здесь, как мы видим, находился фонтан. На дворе поздняя осень либо ранняя весна, воды в фонтане нет. Можно и внутрь чаши забраться… Один из мужчин держит в руках футляр от фотокамеры. Это и есть Николай Стасюк.
Свадьба. Как зовут жениха, а как – невесту, к сожалению, пока неизвестно. Фотоснимки Николая Стасюка не подписаны.
Ещё одна загадка, ответ на которую хотелось бы узнать. Где находились эти вольеры с дикими животными? Судя по древесной растительности позади них, они располагались за пределами города.
Группа молодёжи на велопрогулке. На первом снимке за спиной у них созревает мак. Сегодня он уже под запретом, а раньше – пожалуйста, выращивай!
На втором – остановка у дорожного знака, указывающего направление. В данном случае, правая стрелка смотрит в сторону деревни Беркозы.
– Удивляет то, что все участники многочисленных фотосессий Николая Стасюка прекрасно одеты. И мужчины, и женщины, и дети, – заключает Александр Новорай. – В школе нам внушали, что до войны народ на Полесье был бедным, ходил в лаптях. Ни одного человека в лаптях мы на фотоснимках Николая Даниловича не увидели. Конечно, на селе люди жили беднее, многие ходили в лаптях, а вот что касается города, то здесь была другая жизнь. Уверен, что предстоящая выставка вызовет у общественности живой интерес.