11 апреля не стало нашего коллеги – Василия Мацкевича. Тяжёлая утрата отозвалась в сердцах многих людей, кому довелось общаться с этим Человеком.
11 апреля 2020 года ушёл из жизни наш коллега, журналист «Медиа-Полесье» Василий Мацкевич. Ушёл стремительно, успев среди ночи лишь отправить краткое сообщение о том, что его забрала скорая помощь. А жене написал, чтобы берегла сына.
Проститься с покойным пришли немногие. Воздержаться от этого вынудил страх перед опасным коронавирусом. Василия похоронили на кладбище в Завидчицах.
Павел Ляхновiч, пiсьменнiк:
— «Дзіўна тасуецца калода…» – сказаў класік. Немагчыма зразумець – што, або хто фармуе характары людзей. Ці гены, якія «пальцам не раздушыш», ці выхаваньне. Відаць усё ж – вышэйшае наканаваньне. Іначай быць бы Васілю Мацкевічу «ябацькам»-беларусаненавісьнікам. Нягледзячы на прозьвішча – такое беларускае, што далей няма куды. Аж не…
Я служыў зь яго бацькам, таксама Васілём, старшым мічманам, начальнікам кабінета ваенна-марской падрыхтоўкі ў школе сувязі пінскай «вучэбкі». Старанным, няблага абазнаным у прафесіі, крыху сьмешным, над якім любілі пажартаваць калегі. І тады я даведаўся, што старшы мічман Мацкевіч скарыстаўся «прывілегіяй», якая тады была даступнай вайскоўцам. Вызваліў свайго сына-школьніка ад вывучэньня беларускай мовы і літаратуры. А сын вырас, і ўзначаліў у Пінску Таварыства Беларускай Мовы. І стаў актыўным дзеячам беларускага Адраджэньня. Незалежным журналістам, які нёс людзям праўду. А яшчэ – вернікам Беларускай Грэка-Каталіцкай Царквы, сябрам Пінскай парафіі.
Калі ўскараскацца на самы верх трубы Пінскай ЦЭЦ, то можна было б заўважыць на поўдні сярод палеткаў зусім блізка ад вёскі Завідчыцы маленькую купку дрэў. Гэта месца апошняга прытулку малодшага Васіля Мацкевіча. Прыгожае месца. Туды, на тыя палеткі, на сьвітанку і перад зьмярканьнем выходзяць пасьвіцца з «джунгляў» абалоны Піны зьвяры. Ласі і казулі, дзікі і зайцы. Алені і лісы. Як у Эдэме. Яны – як сьведчаньне, што душа Васіля, душа патрыёта і проста вельмі годнага чалавека, плыве зараз у райскім садзе. Веру, што гэта так.
Васіль стаў бадай што першай у Пінску ахвярай пандэміі каранавіруса, якой тады “не было”, бо “дзе ж вы бачылі тых вірусаў?”. Зусім рана сышоў. Відаць, там патрэбны лепшыя. Сын асірацеў, Адась.
Дык схілім жа галовы ў знак жалобы, але і ўзрадуемся – бо зьяўляюцца сярод беларусаў такія, як Васіль. Сьветлыя людзі.
Виктор Ярошук, журналист:
— Василий Мацкевич был для меня другом и коллегой. Тяжело писать о нём в прошедшем времени. Относительно молодой человек, растущий в профессии журналист, любящий отец и хороший друг ушёл на взлёте. Страшно и несправедливо.
Не сразу с Василием мы стали друзьями. Сначала было знакомство, общие дела. Именно совместные мероприятия и акции сблизили нас. И, когда я начал подбирать людей для работы в газете “Мясцовы час”, Мацкевич был один из первых, кому сделал предложение. Ни разу потом я об этом не пожалел. Вася всегда делал всё вовремя и хорошо. Он всё время анализировал свои материалы и старался делать лучше. При возможности старался ездить на семинары, курсы. Как журналист он рос на глазах. Не зря был отмечен разными наградами журналистского сообщества.
Работать с ним было интересно и приятно. В разных ситуациях довелось нам побывать. И, ни разу не пришлось усомниться в его человеческих и профессиональных качествах.
Очень тяжело писать о Васе, как о друге. Друг, когда у тебя всё хорошо, мало заметен. Просто интересно проводишь с ним время. А, когда у тебя проблемы, друг всегда очень важен. Это про Мацкевича. Он всегда был рядом, когда мне было необходимо. Вася жил для сына, для работы, для людей. К сожалению, о себе он думал в последнюю очередь. Мне с большим трудом удавалось уговаривать его что-то сделать для себя. Надо было приложить немало усилий, чтобы он пошёл к врачам.
Сейчас, вспоминая наши последние прогулки и разговоры, ловлю себя на мысли, что Вася чувствовал нечто недоброе. Он начал уходить в себя, как будто готовился к неизбежному. И, это неизбежное и страшное наступило в апреле 2020 года.
Прости, Вася если я где-то был неправ. Мне тебя не хватает…
Татьяна Хвагина, экскурсовод:
– Василий Мацкевич запомнился надёжным и очень близким мне по своим взглядам человеком. Он обладал реальными способностями, умением и желанием любую идею доводить до практического завершения. Так случается, что в разговорах с друзьями и близкими часто возникает множество проектов, но до их исполнения дело не доходит. Так вот, Василий как раз казался мне человеком, с которым можно смело идти в разведку, задумать какой-то проект и его реализовать. И, конечно, быть сегодня журналистом непросто. Помню, как в Пинске на улице Ленина перед началом её реконструкции срезали липы. Я тогда рано утром отправлялась на маршрут, шла по улице, чтобы сесть на автобус и уехать. И мне было больно, что, как бы тайком от общественности, это был выходной день, удаляют совсем ещё не старые деревья. Это совершенно изменило облик нашей главной улицы, и мы потеряли тот лёгкий тенёчек, который так нужен в историческом центре города и горожанам, и туристам. Я позвонила Василю. Другой бы на его месте мог десять раз отказаться, назвать множество причин (домашние дела, командировка и прочее), а он примчался и сфотографировал эти последние вздохи липовой аллеи и сделал репортаж. И я была ему очень благодарна за это.
Когда мне хотелось донести общественности какую-то идею, то первым делом обращалась не в официальные СМИ, а именно к Василию Мацкевичу. И говорила, что хотела бы дать интервью или пригласить на мероприятие, чтобы тема была освещена объективно и не ангажировано, чтобы как можно более широкий круг людей знал о той или иной проблеме, которых хватает и в туристической деятельности, и в других сферах.
И ещё я знаю, что он был очень хорошим отцом. Я много раз видела, как он возвращался со своим сыном из Минска. Нам приходилось вместе ехать в поезде, маршрутке. Он занимался его здоровьем. Такая мужская забота о своём ребенке импонируют, Василию в этом отношении, как отцу, можно было смело поставить десятку с плюсом. У меня о нём самые светлые воспоминания, и очень жаль, что он так рано ушел…
Александр Новорай, предприниматель, краевед:
– Мы познакомились накануне окончания 100-летия Первой мировой войны. Я тогда предложил Василию Мацкевичу подготовить публикацию об одном из наших земляков, штабс-капитане Борисе Оболенском, который воевал в Преображенском полку Русской Императорской армии, был награждён многими боевыми орденами, а после революции 1917 года поселился на Пинщине. Показал фотоснимки. Он меня внимательно выслушал, а вот к предложению сделать публикацию отнёсся прохладно. Но когда прошли юбилейные мероприятия, и я показал Василию фотографии из личного фотоархива Оболенского, сделанные им во время пребывания на Полесье, в компании видных людей того времени, в частности, с известным фотографом Софьей Хоментовской из Парахонска, в также связанные с населёнными пунктами Доброславка, Колбы, Лопатино, было видно, что он пожалел о том, что отказался от публикации.
Мы стали чаще общаться. Если встречались на улице, то это было не просто «привет, здоров», а обязательно постоим, поговорим. Он мог меня покритиковать, знал, что я не обижусь. Однажды я сделал публикацию на тему Первой Мировой войны в группе «Во-первых, я из Пинска» в Фейсбуке и упомянул, что реконструкция так называемой «невельской операции» проходила на «Линии Сталина». Мацкевичу это не понравилось, и он упрекнул меня в своём комментарии. Василий не жаловал большевизм, культ личности, репрессии, его всерьёз волновала идея национального возрождения.
Василий Мацкевич был очень добрым человеком. Есть люди, мимо которых хочется мимо пройти, а с ним наоборот, остановишься, спросишь, как дела, что нового. К сожалению, с его уходом таких остановок у меня стало меньше…
Валерий Гришковец, поэт:
– Василия Мацкевича я узнал, скорее всего, как корреспондента портала «Медиа-Полесье». До этого, если и пересекались где-то, то не обращал внимания. Во-первых, у нас немалая разница в возрасте, во-вторых, с годами всё меньше ищешь знакомств, а то и вовсе мало кого хочется знать и видеть. Вот и на Василия Мацкевича я обратил внимание на каком-то официальном мероприятии, где мне довелось быть как корреспонденту газеты «Заря», а ему как представителю сайта «Медиа-Полесье». Потом на подобных мероприятиях, причём, не только в Пинске, мы пересекались довольно часто и много раз; здоровались, обменивались какими-то фразами, но никогда так и не поговорили. Возможно, я бы не заострял на этом внимания, но ранняя смерть Василия меня потрясла. Тем более что похоронили его на кладбище деревни Завидчицы – родной деревне моих родителей. На этом кладбище похоронены мои предки, деды, бабушки, родители, брат и многочисленная родня. На этом кладбище, скорее всего, будет и мой последний приют. Так что, надеюсь, там и поговорим с Василием, что называется, по душам…
Василий Гришко, руководитель клуба «Ветразь»:
– Глядя на Василия Мацкевича, его ответственное отношение к взятому на себя делу, невольно будешь брать с него пример. Всегда спокойный, выдержанный, это то, чего всем нам часто не хватает. В том числе и мне. Его черты характера я старался позаимствовать в работе клуба, хотя такой выдержки, как у него, такого спокойствия, как у него, всё равно недоставало. Василий оказывал нашей организации всестороннюю помощь и поддержку как на заре её становления, так и в развитии, никогда не отказывал в освещении мероприятий, проводимым с участием молодых инвалидов. Благодаря его фоторепортажам, читатели знали о «Ветразе», проводимой нами работе, о фестивале талантливой молодежи Полесья «Сиреневая ласточка».
Ровно год, как с нами нет этого бесконфликтного и рассудительного человека. Для меня он остаётся примером доброты и уважения к людям, бескорыстной помощи и достижения поставленных целей. Василий всегда был готов подставить свое плечо. Уверен, что нет в Пинске такого человека, который сказал бы о нём что-то плохое.
А вот, что писали о Василии наши читатели.
Наталья Наварич: Сердце разрывается от боли, что Василия уже нет!
Сергей Хорошавцев: Как художнику приходится общаться с журналистами. И мне вспомнилась встреча с Василием. Как не принужденно без пафоса, как будто я уже давно знаю этого человека и как грамотно ставились вопросы с моими ответами. А скромность и одновременно уверенность подкупала. Сколько интересных и своевременных репортажей, важных для нашего города было освещено о культуре наших талантливых пинчан и не только о культуре. Как-то рановато по возрасту, и очень неожиданно настигла беда полного сил, и способностей молодого ещё человека.
Грамотно и профессионально освещал культуру нашего города. Скромный и приятный человек!
Пусть земля ему будет пухом и соболезнование близким по утрате родного человека. А в памяти он останется добрым, скромным человеком, обладавшим незаурядными способностями.
Kanst Chuvak: Я надеюсь, что ВАСЫЛЁВА жизнь (смерть) заставит отрезвиться хоть одного человека…
Татьяна Бут-Гусаим: Шчырыя спачуваннi сваякам, блiзкiм, сябрам. Бачыла ад яго толькi дабро, а у iм самiм высокую чалавечую годнасць.
Ina Demid: І чаму сыходзяць такія прыемныя і неабаякавыя людзі? Вельмі шкада…
Aksana Browacz: Васіль!!! Как так!! Как жаль. Не могу поверить! Чудесный человек, очень деликатный, с юмором. Вечны адпачынак…
Чеслава Дударева: Очень сожалею. Его будет многим не хватать. Соболезнования близким.
Олег Пылик: Эх…. Васіль, Васіль…. Соболезнования родным, близким и всему обществу… Он один из немногих, кто очень тонко обозначал ту тонкую грань, где каждый стоит и думает…
Аляксандр Аўсеенка: ВАСІЛЬ (ВАСИЛЬ), бо ён быў там,дзе і ВАСІЛЬ (ВАСИЛЬ) БЫКАЎ! Памятаем яго такім, якім ён быў і да чаго імкнуўся! І не КАКАЯ РАЗНІЦА!
Андрей Вабищевич: Эх, Вася, Вася, ну, что же ты так? Блин, жесть, не передать словами. Соболезнования родным и близким, искренний был человек, скромный и надёжный товарищ. Последний раз виделись на так называемых выборах кандидата в кандидаты, но так и не поговорили. Нет слов, опустошение…
Michał Sidarowicz: Проста ў шоку. Такі прыемны чалавек, на жаль ўжо быў. Вечны адпачынак, Васіль, няхай добры Бог возьме цябе да сябе.
Adam Goodman: Oh fuck. He was very sick. But he was a very beautiful man. I am really going to miss you brother. (Ох, блин. Он был очень болен. Но он был очень красивым мужчиной. Я действительно буду скучать по тебе, брат.)
Павло Дубінець: Сумно, до болі в серці сумно. Мав лише одну розмову з Василем і цього досить було, щоб зрозуміти — великої душі людина! Прийми Боже його душу в оселі свої!
Павел Войтович: Я не скажу, что хорошо знал его, но по тем немногим встречам я помню его большим энтузиастом и неунывающим человеком. Я бы назвал его настоящим журналистом, который не стеснялся задавать вопросы не по блокнотику и всегда имел своё мнение.
Максим Янкович: Мои соболезнования. Запомнил Василия как человека, преданного своему делу, ответственного и сопереживательного.
Аляксандр Савіцкі: З першай сустрэчы некалькі гадоў таму Васіль стварыў у мяне ўражанне, што ён добры чалавек. Потым яшчэ неаднаразова даводзілася пераконвацца ў яго сумленнасці і прыстойнасці.
Uef: Разговор телефонный или при личной встрече Василий любил заканчивать одной из фраз: «Держись» или «Береги себя». Знал Василия, как порядочного человека и журналиста.
Олег: По-больше бы таких людей… Спасибо, Василь.
Нина Васильевна: Вы — молодцы, что таким образом помогаете семье безвременно умершего Василия Мацкевича! Извините, что мало перечислила, т.к. пенсия 340 руб. Но, как говорится, с миру по нитке. Надеюсь, что люди не оставят в беде Адама. Берегите все себя!
Любовь: Спасибо, за то, что не оставляете без внимания… Трагедия для семьи и слова подобрать сложно. Также сложно остаться равнодушным.
Мария: Спасибо за возможность хоть чем-то помочь в этой ситуации и хоть как-то поддержать. Невосполнимая утрата. Мои соболезнования. Как Пинск без Василия?
Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.
Уважаемый читатель. Если Вы солидарны с журналистами, считаете этот материал важным, Вы можете поделиться ссылкой со своими друзьями и родными. Так Вы поддержите нашу работу и свободную прессу. Спасибо, что Вы с нами!
В Брестской области снова оштрафовали баптистского пресвитера Владимира Бурштына, пишет телеграм-канал «Хрысціянская візія».
Следственным управлением УСК по Брестской области расследуется уголовное дело в отношении четырех жительниц Пинска, которые…
Российский самолет авиакомпании «Азимут» прилетел из Сочи в Анталью. На борту был 91 человек —…
24 ноября в 18-34 спасателям поступило сообщуние, что в лесном массиве возле деревни Заборовцы Пинского…
С 1 января в Беларуси начнет действовать новый закон, который предусматривает серьезные последствия для тех,…
Во время визита Александра Лукашенко в Минский государственный лингвистический университет несколько студентов, допущенных на встречу,…