Такая игра в «верю/не верю» ценой в 99% процентов акций Facebook, считает Никита Подгорнов.
Конечно, эта игра прежде всего с самим собой и с мнением своего окружения. Едва ли общественное мнение способно развернуть Цукерберга в какую-либо сторону (иначе новостной feed Фейсбука давно бы был более толковым). Нет, их письмо дочери Макс – это, в действительности, личная внутрисемейная переписка четы Цукерберг-Чан, которую мы, по счастливому стечению обстоятельств, подсмотрели в другом их семейном детище – социальной сети Facebook. Их решение – это их право прожить свою жизнь так, как им вздумается. Распоряжаться своими деньгами и доходами так, как они считают необходимым.
А вот все фидбэки и комментарии, разорвавшие Интернет пополам, это уже про нас самих. Про наше отношение к деньгам, про наше отношение к благотворительности, про наши комплексы и страхи. Это наша личная игра в «верю/не верю», в которой нет заведомо выигрышного варианта. Но сейчас хочется поговорить не столько о об этом 45 миллиардном обещании перед Макс Цукерберг, сколько о той, которая дала возможность состояться всей этой истории. О миссис Facebook. Пресцилле Чан.
Давайте сразу в лоб – её никто не любит. Она некрасивая. Она не гламурная. Она просто скучная. Так считают многие. Очень многие. Иногда кажется, что так считают все. Пресцилла Чан, по их мнение, это кто угодно, но не ровня одному из самых молодых миллиардеров в мире. На её месте должна быть та, которая стремилась к этому всю свою жизнь. Следила за своим телом, училась быть обольстительной и достаточно гламурной для той высшей светской жизни, которая открывается банковским счетом мужа. На месте Пресциллы должна быть одна из самых красивых женщин этой планеты. Высшая красота всегда должна соседствовать с миллиардным богатством. Таковы правила игры.
Но как бы сказал сам Марк Цукерберг: bug detected. Вместо Мисс Мира – у нас «class genius». Обычная девочка из пригорода Бостона, выросшая в семье китайско-вьетнамских мигрантов. Отличница, на которую мы все бы не обратили никакого внимания. Да, она смогла поступить в Гарвард и оказаться на одной вечеринке с Цукербергом. Да, она смогла чем-то зацепить ботаника-айтишника. Да, он мог даже женится на ней. Но нет, их брак не должен быть крепким. Не должен молодой миллиардер думать о семейных ценностях. Error. Error. Error.
Для нас Пресцилла Чан – это разрыв шаблона. Мы привыкли думать, что путь к вершине мира для женщины – это путь красоты и гламура. Большие деньги – это роскошь брендов, сияние драгоценных камней. Мы не хотим признавать тот факт, что большие деньги могут быть одеты в простой спортивный бомбер с забранными резинкой волосами. Нам не хочется разрушать для себя собственную мечту. Ненависть к жене Цукерберга – это ненависть к тому, что она не такая, какой мы бы хотели её видеть. Не такая, какой мы бы хотели видеть себя, обладай мы её возможностями.
Именно отсюда все эти расистские шуточки про её азиатскую внешность. Про обыкновенность её фигуры. Про скучность её нарядов. Мы хотим закричать: что же ты делаешь Марк, вокруг столько красивейших женщин, готовых на все ради тебя, а ты выбрал какую-то замарашку?
Но ведь по идее, мы должны радоваться этому факту. Ведь большинство из нас такие же обычные люди, как Пресцилла. Редко кому везет уродиться Дэвидом Бэкхемом или Шерлиз Терон. Наоборот, история обычной девочки из обычной семьи – это наша история. Мы могли бы быть на её месте. Но нам не хочется. Нам не хочется видеть в ней что-то столько же заурядное, как и мы сами. Мы не хотим лишаться иллюзии, что миллиарды даруют нам беспечность и лучшую жизнь. Мы хотим продолжать верить до конца в то, что получи мы возможность стать миллиардером, последнее, о чем бы мы подумали – это какие-то там проблемы человечества. Мы на своей шкуре знаем о них. Мы от этих проблем и бежим туда, где светят бриллианты и пузыриться дорогое шампанское. Этот беззаботный мир и есть наша мечта.
И, конечно, мы отторгаем вновь и вновь мысль о том, что Марк Цукерберг и Пресцилла Чан – простые счастливые люди. Они просто любят друг друга и хотят, чтобы их союз пошел на пользу всему человечеству. Нам претит эта мысль о том, что кто-то может просто так отступиться отпогони за беспечной жизнью. Что можно быть счастливыми простыми, понятными каждому ценностями. Работой, долгом перед обществом. Семьей, в которой зародилась новая жизнь. Тем самым, чем обладают многие из нас. Тем самым, чем может обладать почти каждый. Мы сопротивляемся тому факту, что Цукерберг-Чан имея миллиарды долларов – выбирают ту же жизнь, что и миллиарды простых людей на земле.
Морали в этом размышлении нет. Она для каждого своя. Мир как известно делится на две категории. Они всегда будут бороться друг с другом. Но и всегда жить вместе. Эта сожительство в борьбе и называется – цивилизация. Марк и Пресцилла это неплохо осознают. Они вытянули свой счастливый билет – нашли друг друга. Теперь их жизнь посвящена тому, чтобы помочь другим получить свой шанс на такой билет.