16 октября 2024, среда05:08

Запись

Нелёгкая эта работа, или Репортаж с клубничных «приисков»

16 июня 2012, 13:48

Пять утра. Спешим на автобус «Лунинец-Любачин». На тропинке под железнодорожным мостом, ведущей к автостанции, то и дело приходится сворачивать в росистую траву, чтобы уступить дорогу велосипедистам. Все они – с разноцветными вёдрами на рулях и багажниках. Как и мы, спешат на клубнику.

Автобус отправляется в 5.35. Едет по деревням. Сосновка, Яжевки, Язвинки, Вичин, Дворец… В огородах уже сейчас трудятся люди, видны вёдра, наполненные клубникой. Вот и знаменитая «Дворецкая комаровка». На перекрёстке рядами выстроились автомобили. Микроавтобусы, «легковушки», грузовики различных марок. Возле некоторых уже стоят ящики, полные клубники. Другие не спешат начинать приём ягоды, ждут, когда люди пойдут активнее. Клубничников пока немного. Все знают, что с самого утра лучше повременить, не продавать ягоду. Самый торг – с 9 до 12 часов.

Выходим в Броднице. Эту деревню, пожалуй, можно смело назвать столицей клубничного края. Сегодня и нам предстоит отведать нелёгкого хлеба клубничников.

Холодная роса обжигает руки. Резиновые сапоги то и дело норовят растоптать ягоды, свесившиеся до земли. Однако нет времени обращать внимания на неудобства. Чем скорее соберёшь клубнику, тем больше заработаешь.

Вот и первые наполненные вёдра. Вешаем их на рули велосипедов и – вперёд! На перекрёстке во Дворце (с ближайших деревень все везут клубнику именно сюда) уже идёт бойкая торговля. Сегодня цена нормальная – 10 – 12 тысяч за килограмм. Если ягода крупная и красивая, можно выторговать и по 13.000. Конечно, это не то, что в начале сезона. Тогда цена за кило клубники достигала 20 тысяч белорусских рублей. Однако, было несколько дней, когда ягоду с трудом удавалось сбыть и по 4 тысячи.

За два больших ведра выходит по 150 тысяч. Спешим обратно, собирать клубнику дальше.

Скажу честно – уже после четвёртого «рейса» на велосипеде с полными вёдрами гудят ноги. Спина – как неживая. А ведь нам и ехать-то недалеко – всего минут 10-15. Другие же люди добираются (на тех же велосипедах) и за десять, и даже больше километров. Причём, на возраст и силы скидку никто не делает. Хочешь заработать – дерзай.

Когда продаём клубнику, беседуем с перекупщиками. Некоторые из них наши, лунинецкие. Они везут ягоду в Минск, Москву, Питер. Очень много коммерсантов кавказской национальности. Многие приехали из дальних городов России.

– Вам надо грядки с клубникой к нам переносить! – шутит один из приёмщиков. Как выяснилось, мужчина из Брянска.

– У вас тут, наверное, одни миллионеры живут? – интересуется тот же брянский коммерсант. – Вон, сколько клубники!

– Миллионеры, – отвечаю. – Да ещё какие! Вот только если бы эти миллионы были в другой валюте…

К разговору подключаются другие клубничники.

– Каждый год обещаю себе, что больше не буду заниматься клубникой, – говорит пожилая женщина. – За сезон так устану, что потом две недели делать нормально ничего не могу! Даже деньги заработанные тратить не хочется. А потом придёт весна и думается: другие будут торговать, а я что? Это уже, как привычка…

– В этом году ещё хоть со сбытом проблем нет, – добавляет мужчина лет сорока. – Было пару дней, что с трудом сбывали ягоду, так это ведь только пару дней! А сейчас вон сколько «клиентов»! Только подавай ягоду!

«Клиентов», и правда, предостаточно. Нам повезло – цена сегодня держится, не падает. Дворецкий перекрёсток всё больше и больше напоминает растревоженный улей. Подъезжают новые перекупщики, уезжают те, что «затарились». Люди везут на продажу полные автомобили вёдер и ящиков. Некоторые подвозят клубнику на гужевых повозках. То и дело на перекрёстке образуются «пробки». Даже с велосипедом приходится стоять, ждать, пока движение восстановится. Несколько сотрудников ГАИ следят за порядком. Не все рады их видеть, конечно. Проще ведь на авто подъехать прямо к перекупщику, с которым сторговались, остановится прямо на дороге и разгрузить ягоду. А так приходится таскать вёдра в руках.

Люди говорят, были случаи, когда самые «смелые» пытались «спорить» с милицией. Не обращали внимания на их замечания, а то и вовсе силу физическую применяли. На всех таких героев были составлены протоколы. Чтобы и другим неповадно было.

Сделав последний «рейс», отправляемся купить чего-нибудь вкусненького. Надо же себя побаловать в конце рабочего дня! Развернула палатки выездная торговля Лунинецкого райпо. Чего здесь только нет! И выпечка, и молочная, и мясная продукция. Торговля идёт непрестанно, продавцы не могут отлучиться даже на свой законный обеденный перерыв. В местном кафе «Спадарожник» – то же самое. Очереди, торговля. Люди берут всё подряд. На «ура» разлетаются прохладительные напитки, мороженое. Самое главное – вся продукция свежая (это мы проверили в первую очередь).

Вот и закончен трудовой день. Точнее, закончилась клубника. Подсчитали – мы работали с 6.30 до 14.30. Восемь часов без перерыва. Пора добираться домой. Ничего не хочется, кроме как плюхнутся в кресло, закрыть глаза и ни о чём не думать…

P.S.  Ночью мне снилась клубника. А утром я думала, что не смогу подняться с кровати. Болели, кажется, все мышцы, которые есть в человеческом теле. Искренне посочувствовала тем, для кого клубничное дело – основной источник доходов…


Изображение носит иллюстративный характер. Фото: uniflex.by
Снимок носит иллюстративный характер
Украинский военнослужащий во время боевой подготовки, сентябрь 2024 года. Фото: https://t.me/generalstaff_ua
Матч национальных сборных Беларуси и Северной Ирландии в Лиге наций, Залаэгерсег, Венгрия, 12 октября 2024 года. Фото: football.by
Украина просит у западных партнеров истребители F-16 / REUTERS
Самолет полностью сгорел / скриншот
Джо Байден и Олаф Шольц 26 июня 2022 года в Баварии. Фото: twitter.com/olafscholz