Но закавыка в том, что сама природа авторитарного режима порождает правовой беспредел…
Когда белорусский официальный лидер начинает чихвостить подчиненных, то жесткость критики часто такова, что оппозиция нервно курит в сторонке. Вот и на сегодняшнем совещании по вопросам качества работы правоохранительных органов Александр Лукашенко не жалел разгромных эпитетов.
Апофеозом стала тут же с удовольствием растиражированная веб-ресурсами фраза о том, что «некоторые в погонах прибурели и оборзели».
Красноречиво и заявление, что «фальсификация в ходе расследования уголовных дел такова, что лучше бы вы не возбуждали эти уголовные дела». А любителей масок-шоу, когда человека при жене и детях укладывают «мордой в пол», ломая ребра, президент охарактеризовал так: «безмозглые люди, которым также не место в правоохранительной системе».
Несколько раз Лукашенко подчеркнул, что правоохранители перегибают палку ради красивой цифры в отчете, потому что при оценке их работы действуют «палочно-галочные» подходы.
При этом официальный лидер не преминул спеть аллилуйю созданной им системе: «Слава богу, что мы не породили в стране класс олигархов, которые не просто разруливают те или иные ситуации, но и рулят страной. Мы не позволили бандитам и преступникам поделить страну на части, крышевать эти части, паразитируя на наших людях».
Но из сказанного на совещании вытекает, что подобный беспредел в Беларуси часто творят именно те, кому положено стоять на страже закона. То есть бандитскими методами действуют не тати в ночи, не мелкие рэкетиры, а люди в погонах, облеченные властью, полномочиями. Это, может, еще хуже.
Почему так происходит? Ведь Лукашенко старается контролировать все до мелочей, а уж за силовыми структурами присматривает ого-го как. Кто мешал покончить с той же палочно-галочной методикой отчетности, работой правоохранительных органов на статистику? Уж за 25 лет, кажется, можно было отладить эту систему, чтобы работала как часы, без сучка и задоринки.
«Авторитарное государство по своей природе является полицейским. В нем огромна роль силовых структур, которым многое должно быть позволено», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
По его словам, при таких режимах силовикам с самой вершины политического руководства позволяют не особо смотреть на закон, права человека, а действовать так, как им, силовикам, удобнее. И если они получают карт-бланш в отношении оппозиции, то не могут чудесным образом становиться законопослушными в отношении обычных граждан, говорит аналитик.
Кроме того, отмечает он, при авторитарных режимах отсутствует гражданский контроль над силовыми структурами. «Политическое же руководство заинтересовано в их лояльности, потому закрывает глаза на многие безобразия. Лукашенко сам не раз выгораживал силовиков», — подчеркнул Карбалевич.
Почему же именно теперь президент решил дать людям в погонах такую показательную взбучку?
Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников связывает озабоченность Лукашенко с тем, что рейтинги власти в целом и конкретно официального лидера «крайне низки». Поэтому тот старается «переложить ответственность за результаты своей политики на конкретных исполнителей», показать, что сам он «весь в белом», заявил эксперт в комментарии для Naviny.by.
Но на самом деле, подчеркнул собеседник, «силовики действуют в рамках той системы власти, государственного управления, которую Александр Лукашенко устраивал последние 25 лет».
«Тот стиль работы [правоохранителей], который мы наблюдаем, является следствием существующей системы, и в рамках этой системы другого подхода — более эффективного, гуманного, ориентированного на людей — просто быть не может», — считает аналитик.
Сегодняшнее совещание — «это сугубо игра на публику, которая не приведет к коренным переменам», резюмировал Поротников.
Стоит добавить, что Лукашенко де-факто уже начал предвыборную кампанию. Денег на заметный рост благосостояния у властей нет. Поэтому решили, что, как говаривал герой старой кинокомедии, «сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше». Если, конечно, дело не касается политической борьбы.
Поэтому глава Администрации президента извиняется перед цыганами, которых обидели милиционеры. Поэтому отправляют в отставку руководителя МВД Игоря Шуневича с его мрачноватым имиджем. Поэтому ослабляют нажим на активистов протестов против аккумуляторного завода в Бресте (но поскольку природа не терпит пустоты, то теперь уже соучредителя предприятия Виктора Лемешевского взяли в оборот так, что мало, видимо, не покажется).
«Справедливое должно быть отношение к людям! Ведь сами можем оказаться на месте тех людей, которых вы порой прессуете, и незаконно», — заявил сегодня Лукашенко. Рефрен насчет справедливости он в последнее время вдалбливает в головы вертикали раз за разом.
Не исключено, что это совет политтехнологов. Вероятно, какие-то закрытые социсследования показывают верхам, что в народе усиливается недовольство произволом властей (и не в последнюю очередь — бесчинствами силовиков) и что этот котел может закипеть.
В общем, за сегодняшней головомойкой силовикам читаются и предвыборные мотивы. Но вот только сами грядущие выборы, и парламентские, и президентские, станут, по глубокому убеждению критиков режима, очередным издевательством над Конституцией, понятием правового государства. Потому что это давно игра без правил в одни ворота, и ничего менять по сути власти очевидно не собираются. Им и так хорошо.
А ведь те же блюстители закона будут обслуживать имитацию электорального процесса, делая вид, что все тип-топ. Попробуй плюнь против ветра! И это двуличие системы тоже развращает людей в погонах.
В июне 2016 года последний опрос разгромленного впоследствии НИСЭПИ показал: 54,4% белорусов считают, что Лукашенко опирается прежде всего на президентскую вертикаль, 47,1% — что на военных, МВД, КГБ. И только 8,2% тогда заявили, что президент опирается на простых людей. Вряд ли с тех пор сторонников последней точки зрения стало больше.
Народ видит, что официальный лидер создал и пестует силовой кулак для защиты своей власти. Что наделил себя правом миловать проштрафившихся номенклатурщиков (раз за разом осужденные за коррупцию функционеры быстро всплывали на воле и получали посты для «искупления грехов»). В то же время президент распоряжается, кого и когда взять в наручники (и, вероятно, кого не брать). Судебная власть — под пятой власти исполнительной. Обвинительный уклон правит бал, оправдательных приговоров почти не бывает.
Какое же это верховенство закона, где тут система сдержек и противовесов? Скорее, действует печально известный принцип «друзьям — все, врагам — закон».
Можно вспомнить дело «Белого легиона», которое стало разворачиваться весной 2017 года именно после публичных заявлений главы государства о страшных боевиках, «которые готовили провокацию с оружием». Под горячую руку силовики схватили более трех десятков человек, промариновали, чтобы запугать участников «дармоедских» протестов, потом тихо выпустили, но никто не извинился. И никто не наказал госСМИ, которые в своих пасквилях уже поставили на этих людей клеймо преступников.
А вспомните, как со всей дури орудовали силовики год назад в рамках высосанного из пальца «дела БелТА», которое потом, когда поднялся большой международный шум, тоже, считай, спустили на тормозах.
Но против оппозиции или «нечестных» журналистов, то есть классово чуждого элемента, с точки зрения больших начальников все средства хороши.
Да и вообще запугивание — не только политических противников, но и бизнеса, интеллигенции, обывателей, короче, всех, чтобы сидели и не рыпались, — это фирменный стиль системы. Так стоит ли удивляться, что люди в погонах «прибурели и оборзели»?
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.