6 октября 2024, воскресенье22:56

Политика

Недалек тот день, когда Лукашенко начнет учить Россию правилам европейской демократии и европейским ценностям

27 апреля 2015, 17:07

Лукашенко завершил визит в Грузию… Каждый из внешних игроков, в той или иной степени имеющий отношение к "кавказскому вояжу" белорусского президента, постарался извлечь свою выгоду из этого визита.

Все довольны: Минск, Тбилиси, Киев, Вильнюс, Рига, Варшава, Берлин, Вашингтон и даже Москва. Любопытно то, что при этом А. Лукашенко считает, что именно он является сценаристом и режиссером этой авантюрной трагикомедии.

Ярмарка мнений 

Между тем, «экспертный Минск» в эти дни похож на ярмарку противоречивых мнений и прогнозов, в которых отражаются те или иные версии проходящих в республике событий. Но больше всего (более других) в ходу самые фантазийные домыслы и надежды. Иногда даже ощущается деятельность спецслужб, которые с одной стороны распускают слухи, а с другой – активно используют различные Интернет-ресурсы с целой обоймой эмоциональным материалов, призванных создать информационную завесу, прикрывающую постепенный геополитический разворот А. Лукашенко.

Первое, что буквально бросается в глаза при анализе вихря оценок и мнений – практические нескрываемое ликование правительственных экспертов и аналитиков, для которых отказ А. Лукашенко присутствовать на Параде Победы является ничем иным, как следствием того, что белорусский президент, используя российско-западное противостояние, наконец-то прорвался на Запад. В итоге продолжительной и тяжелой работы с европейскими центрами принятия решений, активной деятельности учрежденной в Европе целой сети пролукашенковских лоббистских организаций, интенсивной эксплуатации многочисленных переговорных площадок с Западом, созданных как руководством Министерства иностранных дел, так и представителями «семейного бизнеса», Европа оказалась как никогда близка не только к признанию пятого президентского срока А. Лукашенко, но и к старту операции по информационному обеспечению виртуального переформатирования «авторитарной Беларуси» в «демократическую Беларусь» во главе с всенародно избранным президентом. Это исключительно важный момент: только Запад имеет право определять соответствие тех или иных политических режимов демократическим нормам (своеобразная монополия на демократию).

Отсюда и ажиотаж среди пролукашенковских экспертов. В принципе, их можно понять, так как удалось добиться почти невероятного: навязать Западу современную Беларусь, которая ни на сантиметр не приблизившись даже к периметру зоны столь распропагандированных европейских ценностей, почти осуществила мечту Лукашенко:«Возьмите нас в Европу такими, какие мы есть».

Прорыв 

Естественно, сейчас в Минске можно обнаружить немало «отцов» «прорыва» режима Лукашенко из политической изоляции, но основа успеха была заложена в использовании белорусским руководством противостояния между Россией и Западом. Отсюда и сговорчивость последнего.

Запад же, в свою очередь, в той или иной форме повторяет с Беларусью «иранский сценарий» на переговорах в Лозанне, когда США пошли на ранее немыслимые уступки Тегерану, чтобы пусть формально, но закрыть иранское «ядерное досье». Понятно, что при этом Тегеран не только выходит из изоляции, но и в значительной степени теряет потребность в системе взаимоотношений и поддержек с Россией, где стороны или использовали друг друга или прикрывали на внешней арене.

Примерно тот же формат уступок , видимо, ждут и в Минске, которому, судя по всему, Запад готов многое простить, ради того, чтобы в итоге Беларусь из пропагандистского «форпоста», «прикрывающего» Москву, стала инструментом «ближнего боя», втягивающего Россию в конфликты по периметру её границ. Причем, как не раз отмечал автор этих строк, и белорусские власти и Запад до настоящего времени уверены, что Россия, как и прежде, будет финансировать и обеспечивать ресурсами мнимого союзника.

Безнаказанность 

Данный аспект исключительно важен. Эмоции правительственных экспертов в Беларуси имеют под собой два важных аспекта. Первый носит традиционный характер и вообще присущ белорусскому политическому классу – возможность напакостить Москве, которая окрыляет и даже объединяет представителей самых различных, даже противостоящих друг другу политических течений. Этим буквально живут…

Второй момент связан с тем, что, как в руководстве Беларуси, так и в экспертном сообществе республики присутствует твердое убеждение, что Москва ничего не предпримет против А. Лукашенко, так как Россия остается под санкциями, её экономическое положение стабилизируется если не на уровне кризиса, то на стадии стагнации. В то же время проект евразийской интеграции находится на этапе экстенсивного расширения, а не углубления, что делает ЕАЭС открытым для любой дестабилизации.

В этих условия, как считают в Минске, Москва не сможет предпринять против белорусского политического режима что-то серьезное. Во всяком случае, до президентских выборов, которые могут быть назначены на любые даты августа – сентября. К примеру, 2 августа. Если итоги голосования будут признаны Евросоюзом, то, по мнению белорусского руководства, формат взаимоотношений Минска с Москвой будет коренным образом изменен.

Между прочим, с назначением даты выборов интрига продолжается. Во-первых, денег на социально-экономическую стабильность и недопущение масштабной девальвации белорусского рубля по-прежнему нет. Но одно дело переживать уже неотвратимые социальные невзгоды летом, а другое – осенью. Более-менее подходящий период для оформления пятого президентского срока сокращается, как шагреневая кожа.

Произошло то, что ожидали: Москва, отказавшись 3 марта от безусловной поддержки «союзничка», фактически влезла в столь любовно отстроенный сценарий белорусских президентских выборов. Возможно, это подтолкнуло Минск к повороту «руля». Ограничится ли российское руководство отказом финансировать переизбрание А. Лукашенко?

Пока, во всяком случае, никакого политического присутствия России на политическом поле Беларуси не ощущается. Не разворачиваются какие-либо политические сценарии, отсутствуют политические силы, которые по традиции вдруг заявляют о себе, как «руке Москвы». Напомним, что в 2010 г. таких «рук» оказалось чрезмерно много. В те дни и месяцы предвыборной кампании мифической «поддержкой» Кремля обзавелись даже те претенденты, которые всегда себя позиционировали в роли борцов с перманентной бесконечной российской «аннексией».

Может быть, пока Москве не хватает аргументации для подведения итогов очередного этапа развития российско-белорусских отношений? Идет накопление фактов? Тогда состоявшийся на прошлой неделе визит А. Лукашенко в Тбилиси явится существенным вкладом в копилку «исполнения» Минском союзнического долга.

Москва, как универсальный аргумент 

В то же время Москва, как внешний политический фактор, остается востребованной на белорусском политическом поле. В частности, любопытно то, что солидная часть белорусского экспертного сообщества, включая и его «независимую» часть, уверенно в том, что В. Путин согласовал с А. Лукашенко отсутствие главы белорусского государства на Параде Победы в Москве. Причем какой-либо аргументации не приводится, т.е. «согласовал» и точка.

Стоит отметить, что это не первый случай информационного вброса в белорусское медиапространсво утверждений о том, что между белорусским и российским президентом существует определенный закрытый диалог, подразумевающий не только взаимное доверие, но и даже разного рода поручения друг другу. Наиболее скандально данная версия выглядела в августе 2013 года, когда в Минске был захвачен генеральный директор российской кампании «Уралкалий» В. Баумгертнер, дело против которого, как известно в феврале 2015 года российская прокуратура закрыла (как между прочим два года назад автор этих строк и предсказал – http://charter97.org/ru/news/2013/10/15/77701/, как бы кому это и не нравилось).

В те дни белорусское КГБ активно вбрасывало информацию о некой договоренности между В. Путиным и А. Лукашенко, согласно которой белорусский президент брался помочь «слабому» российскому коллеге оказать давление на российских олигархов. Версия, которая сама по себе абсурдна в принципе, но отражающая присутствующее в белорусском обществе гиперболизированное представление о роли А. Лукашенко на мировой арене, не была чем-то подтверждена, но люди, её состряпавшие, рассчитывали, что широкие массы населения вряд ли знают о реальных отношениях между российской и белорусской правящими группировками. Между тем, вне официальных переговоров, этих отношений давно не существует. Отсутствует и доверие.

В той же самой информационной «колее», в Минске начинает курсировать «инфа» о том, что белорусского президента Кремль чуть ли не уговаривал остаться 9 мая дома, так как, мол, он очень важен для продолжения минского процесса по урегулированию конфликта на Украине. При этом делаются ссылки на примирительные заявления из Москвы (Песков, Лавров).

Вообще-то, наивность всегда умиляет. Москва искренне рада приезду на Парад Победы Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, что, безусловно, символично. Президенты Киргизии и Таджикистана, как бы и что бы мы о них не думали, собственные парады перенесли ради того, чтобы поприсутствовать на Красной площади. В этом смысле было бы наивно ожидать от российского руководства, что оно начнет иступлено рыдать и биться головой о кремлевскую стену, если рядом с ним не будет стоять на трибуне Парада Победы А. Лукашенко. Вот Москва и ответила в стиле «скатертью дорога» или «баба с воза…». Просто время такое, когда и люди, и страны проходят проверку. Не все в силах её пройти. Ну что поделать…

Есть и психологический момент. Ведь появись А. Лукашенко на парадной трибуне в Москве, не исключено, что командовать Парадом Победы захочет именно он (привычка, однако). Стоит напомнить, что белорусский президент до сегодняшнего дня остается Главой Высшего совета Союзного государства.

Но особо поражает то, что в белорусском медиапространстве появилась целая серия материалов, в которых отказ белорусского президента ехать в Москву подается в формате «помощи» России (?) – мол, будет единый парад от Бреста до Владивостока. В контексте того, что Кремль предпринимает поистине огромные усилия для того, чтобы на Параде присутствовали первые лица большинства стран мира, эта, совершенно извращенная версия, как ни странно, тут же была подхвачена небольшой частью белорусского политического класса. Эти представители как бы элиты еще сохраняют иллюзии в отношении надежности А. Лукашенко как союзника Москвы. К слову, эта «пропагандистская утка» широко разрекламирована белорусским лобби в России.

Все подобные версии в различных вариантах, как рыбки в аквариуме, мелькающие в белорусском медиапространстве, на самом деле служат одной цели – прикрыть постепенный поворот белорусского президента на Запад.

То, что апологетика режима А. Лукашенко – дело бессмысленное, давно известно, но в данном случае было интересно наблюдать, как в Минске были предприняты попытки распространить выше названные основные версии на только что завершившийся визит белорусского президента в Тбилиси.

Порученец В. Путина? 

Необходимо учесть, что во время поездки в Грузию глава белорусского государства пытался совместить несовместимое.

Прежде всего, визит изначально носил демонстративно прозападный и антироссийский характер. И не только. Учитывая, что в эти дни в столице Армении, куда прибыли лидеры ряда государств, включая Россию, происходят мероприятия, связанные со столетием геноцида армян, то избирательное отношение А. Лукашенко к Южному Кавказу (готовится визит белорусского президента в Азербайджан) носит и антиармянский характер.

Кроме того, в Минске учли, что Грузия, как государство, для Запада имеет особое значение. Эта маленькая закавказская республика претендует на статус модели развития по западным лекалам для всего постсоветского пространства.

В Вашингтоне и Брюсселе Грузию принято рекламировать, как удачный опыт демократической трансформации. Более того, Грузия уже вошла в ассоциацию с Евросоюзом, что явилось логическим развитием её участия в европейской программе «Восточное партнерство». Появление в Тбилиси А. Лукашенко прекрасно ложится в колею выполнения своеобразной «дорожной карты», которая ведет А. Лукашенко на саммит «Восточного партнерства» в Ригу.

Нет сомнений и в том, что поездка белорусского президента согласована с еще одним союзником (в данном случае вполне реальным) – Киевом. Нет необходимости напоминать о политической связке Киева и Тбилиси.

Удачный исход визита в столицу Грузии позволит А. Лукашенко надеяться на появление еще одного, помимо украинского, канала связи с Западом.

Кроме того, необходимо отметить символический характер визита формального «союзника» России в страну, которая не только вышла из СНГ, но и семь лет назад вступила с Россией в войну.

СМИ Беларуси, причем независимо от политической ориентации, сделали ставку на «миротворческий» характер консультаций А. Лукашенко в Тбилиси. Упоминался даже «треугольник» из Грузии, Беларуси и… России. Причем делается ссылка на то, что А. Лукашенко имеет «богатый» опыт разрешения конфликтов на постсоветском пространстве. В данном случае речь идет о минском процессе…

При этом, однако, как-то забывается, что, с одной стороны, все раунды минских переговоров заканчивались ожесточенными схватками с сотнями и тысячами жертв (есть серьезные основания считать, что и «Минск – 2» завершится полномасштабной войной), а с другой — активно «забывается», что А. Лукашенко не принимал участие в переговорах по урегулированию конфликта на востоке Украины. Его даже в комнату для переговоров не пускали. Он буфетом дирижировал, бутерброды пересчитывал…

Тем не менее, в Тбилиси белорусский президент по традиции взял на себя полномочия едва ли не посланника Кремля, чем поставил в тупик грузинскую элиту и переполошил местное экспертное сообщество. Однако, судя по откликам из столицы Грузии, там очень быстро разобрались, что А. Лукашенко, как всегда, слишком много на себя берет и «Голубь мира» из него тяжеловат. Кроме того, выступая за разрядку в отношениях между Москвой и Тбилиси он, причем предварительно, поддержал территориальную целостность Грузии и признал Абхазию частью Грузии.

Причем не просто признал, а подписал совместное заявление, в котором выражается приверженность уважению суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ Грузии.

Получился настоящий парадокс. С одной стороны, А. Лукашенко намекал на свою особую, едва ли не согласованную с Кремлем роль «миротворца», а с другой стороны, сделал попытку вступить в своеобразный торг с грузинскими правящими кругами, выложив на стол переговоров соседнюю страну, к которой он не имеет никакого отношения, но чью независимость признает Москва. Иными словами, фактически белорусский президент отказал в признании независимости Абхазии от лица России…

Наверное, А. Лукашенко все-таки поспешил. Россия еще не оккупирована странами НАТО и не разделена на протектораты Украины, Беларуси, Литвы и Эстонии. Нетерпение белорусского президента понятно, но все-таки рановато будет…

То, что спешка вредна, было продемонстрировано реакцией белорусских правительственных СМИ. Ни в одном из правительственных печатных изданий Беларуси нет даже упоминания о том, что в ходе визита А. Лукашенко признал Абхазию частью Грузии. Глобальное трусливое молчание. Зато много чванливых статей о дипломатическом искусстве белорусского президента.

Но ведь нельзя постоянно отмалчиваться. На наших глазах формируется все более определяющийся тренд новой западной политики белорусского руководства. Очень скоро можно будет зафиксировать все основные критерии и индикаторы новой геополитической колеи, в которую попал А. Лукашенко. Вектор этой «колеи» понятен, но пока неизвестна «глубина» и время, которое необходимо для того, чтобы белорусское руководство в нем окончательно «завязло».

Во всяком случае, похоже, недалек тот день, когда А. Лукашенко начнет учить Россию правилам европейской демократии и европейским ценностям.


Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Фото: zen.yandex.ru