25 ноября 2024, понедельник09:42

Политика

На отношениях Беларуси и Молдовы лежит тень Кремля

18 августа 2014, 8:21

Отношения Беларуси с партнерами по СНГ развиваются далеко не равномерно. Например, с Республикой Молдова при практически полном отсутствии политических разногласий были достигнуты неплохие результаты экономического сотрудничества. К сожалению, сейчас они оказались под угрозой из-за влияния третьей стороны.

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Беларусью и Молдовой были установлены еще 19 ноября 1992 года, и с тех пор государства заключили целый ряд двусторонних соглашений, их политическое взаимодействие сложно назвать активным.

Так, за прошедшие двадцать с лишним лет состоялось всего два официальных визита на высшем уровне: в сентябре 1995 года Кишинев посетил Александр Лукашенко, в июне 2000-го ответный визит в Минск нанес его молдавский коллега Петр Лучински.

В 2002-м, и в 2003-м годах появлялись сообщения о подготовке еще одного визита Лукашенко в Молдову, однако он так и не состоялся. Остается надеяться, что подобного срыва не произойдет с поездкой белорусского официального лидера в Молдову в этом году. О том, что визит Александра Лукашенко ожидается во второй половине сентября, сообщил недавно молдавский премьер-министр Юрий Лянкэ.

 

Фактор Приднестровья 

Политическая пассивность между Беларусью и Молдовой вызывает определенное недоумение — ведь серьезных противоречий в отношениях двух стран не наблюдалось с момента обретения ими независимости.

Можно, конечно, вспомнить, что Кишинев поддержал декларацию Евросоюза о признании недействительными президентских выборов в Беларуси 2006 года, но на фоне несравненно более жесткой реакции других стран этот аргумент выглядит неубедительно.

Некоторые аналитики в свое время пытались объяснить сдержанность политических контактов Минска с Кишиневом тем, что власти Беларуси оказывали разного рода поддержку сепаратистски настроенному региону Молдовы — самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР).

Действительно, отдельные действия белорусской стороны можно было расценить как поддержку Тирасполя. В частности, по неофициальной информации, в Беларуси печатались денежные знаки этого никем не признанного государства, а самозваный лидер Приднестровья Игорь Смирноврегулярно отдыхал в Беларуси с семьей. Наконец, во время одного из местных празднований на трибуне в Тирасполе был замечен Василий Долголев — в ту пору председатель Брестского облисполкома.

Кроме того, руководство сепаратистов неоднократно заявляло: ПМР нуждается в признании со стороны только России и Беларуси, поскольку эти страны строят общее государство, куда в перспективе планирует пойти Приднестровье. В конце 2006 года Верховный Совет ПМР даже обратился к Национальному собранию Беларуси с просьбой признать независимость мятежной территории.

И тут выяснилось, что одно дело — демонстрировать солидарность, а совсем другое — принимать конкретные решения. Глава международной комиссии Палаты представителей Национального собрания Вадим Попов в просьбе ПМР о признании отказал.

«Беларусь признает территориальную целостность Молдовы и не видит оснований для инициирования вопроса о признании Приднестровской Молдавской Республики суверенным независимым государством», — заявил Попов, надо полагать, не без согласования с вышестоящими белорусскими чинами.

Впрочем, после 2008 года, когда Минск не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, несмотря на настойчивые требования Кремля, вопрос о признании Приднестровской Молдавской Республики плавно сошел на нет.

 

Удастся ли Минску отмежеваться от имперских решений Кремля в отношении Кишинева?

Между тем, экономические отношения двух стран оставались стабильными. Молдова в последние годы обеспечивала порядка 0,4-0,5% от общего белорусского товарооборота с зарубежьем, что для такой небольшой страны является совсем неплохим результатом.

В 2013 году товарооборот составил почти 360 млн. долларов при положительном для Беларуси сальдо свыше 170 млн. долларов. Примерно тот же уровень сохранился и в первой половине нынешнего года.

Главными статьями белорусского экспорта являются нефтепродукты, тракторы, керамическая плитка, шины, продукция деревообработки и мебель, битум, холодильники и морозильники, полимеры этилена, газовые и электрические плиты, лекарственные средства, сахар, молочная продукция, минеральные удобрения, спички.

Импорт, в основном, представлен продукцией пищевой промышленности (виноградные вина и коньяки, подсолнечное масло), а также сельского хозяйства (семена кукурузы и подсолнечника, овощи и фрукты).

К сожалению, в последнее время и над торговыми отношениями двух стран нависла угроза. 21 июля Москва под надуманным предлогом ввела ограничения на ввоз из Молдовы свежих фруктов и консервов. На самом деле, заявляют политологи, это стало местью Кишиневу за подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Россия также намерена ввести пошлины на молдавские зерно и вино.

Понятно, что Москва рассчитывает на поддержку своих партнеров по Таможенному союзу — Беларуси и Казахстана.

Похожая ситуация имела место в 2006 году, когда Россия по политическим соображениям запретила ввоз молдавских вин и призывала Беларусь к аналогичным действиям. В тот раз Минску удалось отвертеться, но сейчас, с учетом формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сделать это будет намного сложнее.

Если же Беларуси придется прибегнуть к подобным запретам в угоду имперским амбициям ближайшего союзника, логично ожидать введения ответных мер со стороны Кишинева. Вот тогда-то белорусско-молдавские отношения наверняка будут испорчены всерьез и надолго.

Автор: Андрей Федоров