Игумен Пинский являет собой пример стойкого христианина, чьё мужество не смогли затмить века. Ещё при жизни за благочестивые поступки Макарий сыскал уважение, а мучительная смерть от рук варваров предала ему вечный ореол героя-христианина.
Дважды в год православная церковь проводит Дни памяти преподобномученика Макария: 7 сентября и 13 мая. Особо почитают святого в Пинске. Именно на пинской земле он стал известным религиозным деятелем и начал нелёгкий духовный путь.
Господь – просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?
Игумен Пинский родился в городе Овруч – древнейшем центре на территории современной Украины. Семья Токаревских, в которой появился на свет Макарий, была набожной, воспитывали мальчика в любви к молитве и храму. А в девятилетнем возрасте он поступил в Овручский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время учёбы проявил невероятный интерес к молитве и чтению святоотеческих творений. Завершив обучение, остался в этом же монастыре, начав служение с меньшего монастырского чина – послушника.
После кончины родителей 20-летнего инока отправили в Пинск, где по распоряжению епископа его закрепляют за недавно созданным Купятичским монастырём. Обитель построили на средства Аполлонии Войлович-Войны и её сына Василия Кобца. Купятичи на сто лет станут оплотом православия на Пинском Полесье. Здесь же находилась уникальная святыня – икона Купятичской Божьей Матери.
«Шестилетняя девочка Анна посла овец. Увидев среди листвы свет, подошла к дереву и обнаружила крест с изображением Богородицы. Анна отнесла крест домой и вернулась к стаду. К своему удивлению, на том же месте вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь. Вечером, пригнав стадо домой, девочка хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда вместе с отцом пошли к дереву, где дважды появлялся крест. И здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы и, взяв его, отнесли в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез. Жители села, услышав о чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить различные чудотворения», – так описал в 1999 году историю появления святыни в дипломной работе студент Минской Духовной Семинарии Дионисий Бахревский.
В Купятичском монастыре почти одновременно начинали свой путь сразу два видных религиозных деятеля Макарий Пинский и Афанасий Филиппович. Духовные братья, которые отдали жизнь за православную веру. В 1630 году Макарий рукоположен в сан иеродиакона, а через два года в сан иеромонаха. Это связано с его миссионерской деятельностью.
В 1637 году преподобного от обители послали к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма. Судьбоносный момент. У митрополита Петра иеромонах вызвал симпатию, и иерарх назначил Макария настоятелем недавно построенного Каменецкого Воскресенского монастыря. На некоторое время связь с Пинским Полесьем была прервана, но уже в 1640-х годах преподобный берёт под опеку купятичскую братию. А с 1656 по 1659 годы он возглавлял Пинский монастырь.
Купятичский монастырь в 1722 году передали униатам, а чудотворную икону Божией Матери вывезли в Киево-Софийский кафедральный собор.
Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи
Время, в которое пришлось жить Макарию Пинскому, – тяжёлое для всех священнослужителей. Речь Посполитую раздирали внутренние войны и восстания на национальной и религиозной почве, не говоря уже о вооруженных конфликтах извне.
Брестская церковная уния, заключённая в 1596 году по политическим мотивам принесла в Великое княжество Литовское смятение и бессмысленное проливание крови. Борьба униатов и православных отнимала не только жизнь у священников и простых верующих по обе стороны двух христианских конфессий, но приходили в упадок храмы, монастыри. Даже в наше время не утихают споры вокруг Брестской унии.
Макарий Пинский не поддержал унию, хотя к нему не раз поступали предложения, причём, в разной форме. Не одиножды радикально настроенные униаты разоряли Каменецкий Воскресенский монастырь. Позицию преподобномученика разделяло большинство «рядовых» священников. Среди крупных магнатов против унии сразу же выступил князь, воевода Константин Острожский, сын легендарного гетмана ВКЛ.
«Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и, вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились пред земным властителем – римским папой», – отвечал преподобный на предложения откреститься от православия.
В 1660 году уже в сане архимандрита Макарий прибывает в родной Овруч и возглавляет Успенский монастырь, где получал первый духовный опыт. В то время в городе разгоралась ожесточенная борьба между униатами и православными. В 1650-1670-х годах религиозная ситуация на Полесье и Украине усугубилась в результате восстания Богдана Хмельницкого и Польско-Русской войны.
Овручский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы неоднократно разорялся, а когда почти всех монахов вырезали, архимандрит в 1671 году отправился в Киево-Печерскую Лавру, где пробыл до 1673 года. Митрополит Киевский Иосиф, кстати, урождённый на Пинщине, выходец из рода Нелюбович-Тукальских, назначил Макария настоятелям Каневского монастыря.
Стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже
Канев – древний город в Черкасской области – оказывался в эпицентре военных событий, так произошло и в 1678 году.
«Принять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой. Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий им подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса», – говорил святой за несколько месяцев до трагических событий.
В начале сентября 1678 года турецко-татарское войско захватило город, монастырь сразу не сдался. Басурмане несколько дней пытались штурмом и уговорами взять обитель, в конце-концов иноверцы выбили ворота и заняли святыню. Захватчики начали глумиться над верующими, над настоятелем. Требовали показать, где монахи и горожане укрыли драгоценности.
«Мое золото на Небе, а не на земле», – ответил врагам архимандрит. Слова святого вызвали безумную ярость у басурман. Макария Пинского начали избивать палками, ломали руки и ноги, живьём сдирали кожу. Два дня турки мучили старца. 7 сентября 1678 года преподобномученика Макария Пинского обезглавили, а тело кинули на площадь.
Под угрозой смерти верующие ночью внесли святого в монастырскую церковь. Христиане забаррикадировались в храме, чтобы враги больше не могли измываться над телом настоятеля. Вскоре басурмане поняли, что горожане не собираются выходить из церкви и им не удастся проникнуть внутрь. Захватчики подожгли святыню. Все, кто был внутри, приняли мучительную смерть, но не вышли.
Тело архимандрита огонь не тронул. После того, как турки покинули Канев, его погребли со всеми почестями. В 1688 году мощи святого перенесли в Воскресенскую церковь Переяславля, а с 1965 года они находятся в Черкассах в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Макарий Пинский показал, что надо не только просить у Бога поддержки и помощи во всех делах и начинаниях, но и быть готовым отдать жизнь за Христа. Уметь защищать свою веру и не сомневаться в ней. Нести крест до конца, каким бы страшным и мучительным он не казался.