Категории: Политика

Михаил Касьянов: Через два года в России может начаться коллапс

Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов считает, что в следующем году окончательно станет ясно, какой путь для страны выбрал президент Путин – изоляционизма и репрессий или либерализации и реформ.

Политик настроен не очень оптимистично по поводу политических реформ в России и уверен, что через 2 года начнется экономический коллапс. Об этом бывший российский премьер и председатель оппозиционной партии «ПАРНАС» Михаил Касьянов заявил в интервью «Белорусскому партизану».

– Зимой 2015 года было ощущение, что экономика России затрещала. Рубль обвалился в два раза, нефть падала… В то время вы давали довольно жесткие прогнозы, что два года – и конец путинской модели, очень скоро мы увидим обвал. Сейчас общие настроения у россиян и российского руководства более оптимистические. Каков ваш прогноз сейчас?

– Я не отказываюсь от тех прогнозов. Два года – это тот период, когда режим должен принять принципиальное решение, поскольку потом он будет не в состоянии удерживать ситуацию. Это связано с финансовыми резервами и всей изменившейся ситуацией в экономике. Проблемы, с которыми столкнулась страна, были неизбежны, это не из-за Украины, не из-за нефти, они назревали несколько последних лет. Конечно, падение цен на нефть ускорило кризис, приблизило эти проблемы, санкции в связи с агрессией против Украины ускорили это дело. Произошла акселерация всех проблем, которые накапливались последние годы.

И сейчас ситуация не улучшается. Все разговоры даже уважаемых в прошлом российских министров ничего не значат. Министры уже не дорожат своей репутацией – один месяц говорят одно, следующий месяц говорят противоположные вещи. То у нас дно пройдено, то мы в рост пошли, то опять упали, потом думали, что уже на дне, а снизу постучали. Да, проблема в том, что это не ощущается единовременно так, как это было в 1998 году, когда за два дня все рухнуло. Поскольку эти проблемы накапливаются и ситуация продолжает ухудшаться…

– Может быть, вы говорите так, потому что вам хочется верить в это? Часто мы объективную картину заменяем собственным представлением.

– Ну почему? Я же читаю экспертные разработки, анализ серьезных экономистов, слежу за статистикой.

– Каковы показатели того, что Россия скатывается в пропасть? Резервы упали, но не катастрофично.

– Я же говорю про два года до серьезных потрясений, а прошло только полгода.

Государственные расходы сильно сокращены. Путин согласился не исполнять свои предвыборные обещания. Те указы, за которые он снимал с должности губернаторов за неисполнение, теперь им самим признаны неисполнимыми, потому что нет для этого ресурсов. Он поставил приоритетом социальные расходы и полицейско-военные расходы. Но мы же знаем, что социальные обязательства уже не исполняются: от индексации пенсий отказались, те надбавки, которые выплачиваются в а и и спецслужбам, задерживаются, а какие-то не выплачиваются вообще. Для этого нет средств. И ситуация ухудшается.

Если уже в последний год не было роста промышленного производства, был только небольшой рост добычи нефти у двух-трех компаний, то в мае 2015 нет уже и роста добычи нефти. Уже руководители Роснефти пугают дефицитом бензина. Прогноз по промышленности, факты по промышленности за полгода – минус 5%, а по обрабатывающей промышленности – минус 9%. Если говорить об инвестициях, то правительственный прогноз по этому год – минус 16%, а независимые эксперты говорят, что по инвестициям будет падение и в 25%. Это значит – отток капитала, отсутствие вложений в производство.

Это приведет к новым сокращениям рабочих мест, а за этим – дальнейшее сокращение реальных доходов населения. Но это все пока происходит плавно, не сильно бросается в глаза. Наши люди привыкли терпеть. И Путин их призвал потерпеть.

Вы помните, когда кризис начался, что говорил в послании лидер нации: «Потерпите, все рассосется, нефть вырастет и все будет нормально». Это все вызывает бурный смех у меня, а там в зале депутаты аплодировали: «Ура! Будем терпеть». Вместо того, чтобы проводить реформы, принимать какие-то меры и анализировать, почему мы пришли к этим проблемам, что делать, чтобы спасти экономику и своих граждан, Путин говорит: «Потерпим!»

– Вы думаете, что ухудшение экономической ситуации должно привести к либерализации политического режима? Скорее всего ухудшение экономической ситуации, наоборот, приведет к ужесточению политического режима в России, к созданию действительно полицейского государства. По вашим прогнозам, что должно произойти и когда мы увидим, что режим начал распадаться? В конце концов, Советский Союз с 1980 по 1991 трещал по швам.

– Нет, так не будет, что режим стремительно начнет распадаться. Но выбор сценария поведения будет сделан в следующем году, когда мы говорим о выборах 2016 года. Поэтому если власти будут позволять оппозиции участвовать в выборах, то есть будет политическая либерализация, то этот путь правильный – и для властей, и для всех нас.

Но пока действия власти демонстрируют обратное, они выбирают другой сценарий – закручивания гаек, дальнейшее сжатие свободного пространства. Но при этой политической конструкции они должны тоже сделать выбор и в экономике. У них же нет инвестиций – ни отечественных, ни западных. Резервов для госинвестиций к следующему году уже не будет.

Путин раздает государственные деньги РЖД, «Роснефти» для инвестиций. Сейчас эти инвестиции или финансирование закончится. Правильным образом поделят остатки резервов, а потом закончится и это. Это означает, что источник госинвестиций – печатание денег. Работает это? Работает. Но работает оно года два-три. Обеспечивает рост ВВП? Да, но 1-3% максимум. Но после этого – все! После этого начинается коллапс.

Да, для этого еще надо закрыть границы, я имею в виду для перемещения капитала, вновь ввести валютное регулирование, которое я отменил в 2003 году. 12 лет назад я сделал валюту полностью конвертируемой, когда граждане могут до сих пор открывать счета за рубежом и переводить деньги.

– Вы думаете, что власти будет это закрывать?

– Путин не может по-другому сделать. Снова введут порядок, что разрешается переводить заграницу не больше тысячи долларов. Это неизбежно при такой конструкции. Значит, нужно себя изолировать.

– И даже либералы Кудрин и Греф не могут его удержать от этого?

– Он пока не принял окончательное решение. Они его как раз удерживают от этого, они это прекрасно понимают. В этой части они могут высказывать свое мнение, им разрешено говорить про экономику, но вот дальше не разрешено. И как только они начинают говорить о каких-то выборах и демократии, их сразу затыкают и ставят на место.

– Как вы считаете, насколько эффективны западные санкции?

– Очень эффективны.

Они ничего не дают для глобального коллапса. Но они, конечно, создают проблемы для российской власти очень сильно. Особенно проблемы в способности рефинансировать свои долги, возможности рефинансировать инвестиции, в доступе к технологиям в нефтегазовой сфере и в добыче. Сейчас еще новые ограничения в этих же сферах введены. Добыча в Арктике сталкивается с большими проблемами.

В России затухающие нефтяные скважины. Путину нужны новые месторождения, иначе уровень добычи нефти и газа будет просто падать. Нет оборудования для поддержания дебета скважин. Все оборудование американское и канадское. Все закачки, горизонтальное бурение – это все не наше, оборудование все импортное. А на все это теперь – ограничения. Конечно, это не приводит к единовременному коллапсу. А российские граждане именно так воспринимают проблемы: рубль за три дня ба-бах и все перепугались, но если плавно падает, то будем терпеть.

– В этой ситуации, как вы думаете, продолжится ли война с Украиной? Будет ли Россия подогревать этот конфликт, участвовать деньгами, вооружением, добровольцами и «командировочными»?

– Я эту ситуацию вижу следующим образом. У Путина есть дилемма – с одной стороны, ему не нужна война и проблемы в экономике и он не хочет реагировать на санкции, с другой стороны, ему нужна война, чтобы удерживать власть. Каким образом? Эффект мобилизации. Сейчас ко мне приходили журналисты телеканала «Россия» и записывали интервью. Взрослые люди, я думал, что они имитируют, но они по-настоящему верят, что украинцы такие плохие, фашисты и все в таком же духе. Я даже удивился: «Серьезно?! Неужели так можно рассуждать? Неужели вы сами не видите, что происходит?» Неужели они настолько глубоко имитируют помешательство?

Власти нужен этот дух мобилизации, чтобы удерживать население под контролем. И поэтому все объяснения сводятся к внешнему врагу. Внешний враг – США и заблудившийся, в понимании Путина, Евросоюз, который не понимает, где его счастье, что оно здесь, в России, а не в сотрудничестве с США и Канадой.

– Но для россиян это работает.

– Да, это работает. Набор объяснений для населения прост: «мы защищаемся, все в окопы, плечом к плечу, на нас нападают, нас хотят лишить нефти и газа, суверенитета, поработить». Смысл всей этой пропаганды сводится к этому. Конечно, это помогает удерживать население под контролем. И поэтому в этой конструкции нужна война, нужно напряжение. Это большая проблема для всех нормальных людей и для оппозиции.

Но, возвращаясь к экономике – в следующем году надо определяться с Украиной. Путин хотел бы решить проблему по Украине, но в его конструкции: сначала признайте эти нелегальные образования как реальную власть, легализуйте их, плюс сделайте под них спецфедерализацию, денег дайте сепаратистам, исправьте все, что было разрушено во время боев. И поэтому сейчас он удивляется: «Вы их не кормите, не поите, это же ваша территория, ваши люди»? Эта смешная, идиотическая имитация. Люди в Европе и в США просто смотрят и говорят: «Он что, нас всех за идиотов считает?» Он еще упрямится и нервничает, что они не принимают его аргументацию, злится сильно, Лавров из штанов выпрыгивает: «Как же вы не принимаете эти аргументы?»

– Вообще-то иногда у него получается расколоть Европу, подкупить политиков каких-то кредитами или чем-то еще. Как вы считаете, в отношении украинско-российской войны у европейских и американских политиков уже сформировалось мнение или они ради дружбы с Россией сдадут Украину?

– Думаю, что не сдадут. В США и Канаде вообще единство мнений во всех политических группах. Я в последнее время бывал там и увидел полное единство во всех партиях. В Европе есть страны, например, десять стран, которые экономически связаны с Россией и которые колеблются. Конечно, европейские политики опираются на общественное мнение. И когда люди там слышат угрожающую риторику Москвы, что чуть ли не война может быть, то они начинают паниковать и соглашаться на все, лишь бы спокойно жить. Поэтому европейское общественное мнение, конечно, поддавливает своих политиков, которые держат принципиальную позицию, основанную на Конституции, нормах международного права, на здравом смысле, на всей архитектуре европейской безопасности, которые Путин пытается взломать.

Но пока единство в Евросоюзе сохраняется. И продление санкций прошло в автоматическом режиме, несмотря на некоторые пророссийские голоса. Эти политики, требуя снять санкции с России, используют украинский фактор во внутриевропейских отношениях, выторговывая себе чего-либо. Слава Богу, что те страны, которые выдерживают принципиальную линию, способны обеспечивать это единство. Поэтому я не вижу угрозы предательства со стороны Запада – ЕС и США – в отношении Украины, отстаивании украинцами своих границ, суверенитета, и в том числе суверенитета права.

– Но Украина находится в зоне российских интересов. Тот же Путин все время говорит, что Киев должен учитывать желания Москвы.

– Киев должен учитывать исключительно желания своих граждан. Путин перевернул все представление о мире в свою сторону.

Ведь когда-то мы видели другого Путина. 15 лет назад у нас были прекрасные отношения с ЕС. Мы же объявили себя стратегическими партнерами, выстроили четыре пространства. Мое правительство целиком участвовало вместе с полным составом Еврокомиссии в разработке программы сотрудничества: мы запустили эти программы сотрудничества, потом даже объявили, что строим безвизовую зону. С НАТО у нас были прекрасные отношения. Я говорил как премьер-министр, что верю в то, что скоро Россия будет членом НАТО.

– Вы такое говорили? Сейчас в это уже трудно поверить.

– Да. Путин мягче, но тоже заявлял, что не исключает такого.

– Это звучит как анекдот.

– Что такого ужасного сделал Запад в отношении России, что все вдруг изменилось?

– Запад испортился, там теперь одни геи, по версии российской пропаганды…

– Мы были партнерами с НАТО, был даже комитет Россия-НАТО. Создали его в 2002 году в Риме на саммите НАТО. Это ближе интеграция, чем сейчас у Украины с НАТО. Я на той волне говорил, что скоро мы вступим в НАТО, и Путин не исключал этого.

Недавно были партнерами, а сейчас новую военную доктрину приняли: НАТО – враг номер один.

– То есть вы считаете, что Россия разрушила эти отношения, а не Брюссель?

– Российская власть во главе с Путиным сама разрушила это сотрудничество, начиная с 2005 года. Потом было его резкое Мюнхенское выступление. Оттуда все и пошло.

– Сейчас по иску ЮКОСА начали в Европе арестовывать российское имущество, насколько это опасно для российского правительства?

– Это опасно, потому что будут конфисковывать любое имущество, которое связано с российским государством. То есть не только то, что прямо числится за министерством финансов России, но и имущество государственных корпораций. Даже в отношении них могут быть приняты конфискационные решения.

– Но Россия всячески будут уходить от того, чтобы платить по иску акционеров ЮКОСА.

– Будет уходить, конечно, потому что менталитет не изменился. Тем более – выплачивая долг, ты признаешь, что ты был неправ. Это означает, что ты обманул все население, а теперь за счет населения выплачиваешь украденные, экспроприированные активы. Хотя Путин признал же, что это он Крым взял. Выплачивая иск, он этим скажет, что забрал ЮКОС. Хочет он это сделать? По Крыму захотел. Может, и по ЮКОСУ захочет.

– И отдаст долги?

– Не отдаст. А признает, что все правильно сделал, поэтому «закрываем границы и не будем платить».

Поделиться
Теги: Федечко

Последние новости

В Беларуси появится единое мобильное приложение для продажи билетов на общественный транспорт

С помощью электронной платформы можно будет круглосуточно заказывать и оплачивать билеты на все городские, пригородные…

10 часов назад

Секс и отношения: как справляться с подводными камнями

Секс играет важную роль в отношениях, но иногда он может стать источником проблем и недопонимания.…

10 часов назад

Второй саммит мира должен поставить точку в войне, – Зеленский

В частности, этот мир должен быть таким, чтобы не было заморозки войны и не было…

11 часов назад

В Минске перевернулся автокран, повреждены автомобили

По предварительной информации, у автокрана провалилась опорная "лапа" .

11 часов назад

Райская погода сохранится в выходные

Без дождя, ветра, по-летнему тепло в в субботу-воскресенье на Полесье.

11 часов назад