17 сентября 2024, вторник00:22

В стране и мире

«Миграционный кризис» в Беларуси: когда появится свет в конце тоннеля?

15 декабря 2021, 12:04

Мигранты в логистическом центре. Фото: ГПК

Мигранты в логистическом центре. Фото: ГПК

Больше месяца Беларусь на первых полосах всех СМИ. На этот раз поводом стала ситуация на белорусско-польской границе, где по последним данным находится около тысячи мигрантов из Ирака, которые хотят попасть в Евросоюз, а точнее в Германию.

 

Напомним, 8 ноября большая группа беженцев была замечена неподалеку от пункта пропуска «Брузги». Беженцы, большинство из которых граждане Ирака, пытались попасть в Евросоюз. В Польшу их не пускали. Стихийный лагерь беженцев на границе с Польшей под открытым небом просуществовал неделю. В нём, по различным оценкам, находилось более 3 тысяч человек, около 500 из них – дети.

15 ноября состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко с  Ангелой Меркель, в котором обсуждалась ситуация с беженцами и обстановка на границах. На следующий день мигрантов разместили в пункте временного размещения в транспортно-логистическом центре, обеспечили одеждой, горячим питанием и гуманитарной помощью. Часть беженцев вернулась на специально организованных рейсах на Родину. Но ещё около тысячи продолжают ждать решения ЕС.

Самое интересное, что в самом начале «миграционного кризиса» официальные власти Беларуси и государственные СМИ не замечали толпы иракцев в центре белорусской столицы. И только так называемые «оппозиционные СМИ» и простые минчане были возмущены происходящим. Обратил внимание на ситуацию и Семён Уралов, обозреватель сайта sonar2050.org, который прилетал в Минск, чтобы «чтобы своими глазами оценить масштабы «курдо-арабской орды». При этом автор подчёркивает, «если бы сами минчане сбивались в такие толпы, их бы давно задержала милиция и как минимум проверила документы».

По мнению автора, чем дольше будет тянуться эта мерзкая курдо-польская история на нейтральной полосе, тем сильнее просядет авторитет Александра Лукашенко. Поэтому хочется ему или нет, но с «курдо-арабской ордой» надо что-то срочно делать. И автор предлагает два варианта решения проблемы: вернуть всех мигрантов домой или оставить жить в Беларуси, «организовав из беженцев коллективные хозяйства по типу колхозов/кибуцев и/или распределить на работу в действующие сельхозпредприятия».

Прокомментировать сложившуюся ситуацию, мы попросили директора исследовательского центра EAST (Варшава) Андрея Елисеева.

– Давайте для начала разберёмся: иракцы, которые находятся на белорусско-польской границе, они мигранты или беженцы? По официальной информации, они приехали в нашу страну легально, многие в качестве туристов.

– К гражданам Ирака и других стран, которые попали в своеобразную ловушка на пограничье Беларуси и стран ЕС, применимо определение мигрант. Если точно подходить к определениям, то беженец – это мигрант, который, если ещё и не удостоился защиты со стороны иностранного государства, но для которого (-ой) существует реальная угроза в стране происхождения. А до той поры, пока компетентные органы иностранного государства это не установят, мы можем называть этих людей потенциальными (!) беженцами. Каждый такой случай рассматривается отдельно, и говорить, какая доля из них могла бы удостоиться убежища, сложно. Вполне возможно, что лишь небольшая часть – те лица, которые располагают вескими документальными доказательствами, что в своей стране они подвергаются реальной опасности по религиозному, национальному или прочему признаку.

– Длительно время официальные лица иракцев в центре Минска «не замечали». А когда ситуация на границе стала критической, состоялось два телефонных разговора между Лукашенко и Меркель. Получается, свои плюсы от ситуации Лукашенко получил?

– На мой взгляд, основной расчёт Лукашенко состоял в принуждении ЕС к приостановке секторальных санкций, а как план-максимум – ещё и к выделению финансовой помощи Беларуси для более эффективной защиты границ. Лукашенко хотел бы, чтобы ЕС сел с ним за стол переговоров, тем самым де-факто признав его. И чтобы темой переговоров стал по большей части обмен санкций на разрешение миграционной ситуации, а не внутриполитические требования типа проведения новых выборов. Ни к чему из этого телефонные разговоры ЕС не склонили.

– С чем связано категорическое нежелание Польши организовать гуманитарный коридор для иракцев?

– Во-первых, для организации «коридора» Польшей необходимо однозначное согласие Германии, а германские власти уже дважды официально опровергли, что якобы давали Беларуси такое обещание. Во-вторых, даже если бы такое пожелание от Германии было, польское руководство вряд ли собирается делать свою территорию своеобразным проходным двором. Поскольку это означало бы большую уступку в пользу Лукашенко, а также могло дать тому сигнал о возможности ещё более увеличивать миграционные потоки через Беларусь в ЕС.

– Какие решения миграционного кризиса на границе стоит предпринять?

– Что касается Евросоюза и соседних с Беларусью стран ЕС, в частности, то они со своей стороны применили три основных действия в ответ на ситуацию: увеличили степень защиты своих границ как таковую, провели активную дипломатическую работу с Ираком и другими странами-источниками миграции, чтобы разорвать миграционные цепочки, а также ввели санкции в отношении белорусских акторов и иностранных авиакомпаний, связанных с миграционными потоками. Кто касается Беларуси, то у её пограничных и авиационных властей есть все рычаги влияния на объемы миграционных потоков из любых стран. Если говорить о гражданах Ирака, то в отношении них у Беларуси есть два действенных уровня контроля: визовый и пограничный. Сначала лицу необходимо получить белорусскую визу в консульстве, но и наличие визы не является гарантией для въезда, и пограничные органы вправе отказать во въезде даже обладателям виз.

– Существует ли вероятность повторения подобной ситуации на границе в будущем?

Более чем, потому что для Минска это относительно дешёвый и довольно действенный способ воздействия на ЕС. Не исключено, что с наступлением тёплого сезона ситуация может получить новое дыхание. Например, за счёт жителей Афганистана и центральноазиатских государств. За последние недели миграционная ситуация несколько смягчилась, однако её полного разрешения не произошло, и чёткого сигнала со стороны Минска на закрытие временного лагеря для беженцев в ТЛЦ «Брузги», не было.


Фото: https://t.me/krepostfortuvd
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: ptzgovorit.ru
Фото с сайта naviny.media
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Снимок использован в качестве иллюстрации
Фото: НАУ
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com