Как вы оцениваете итоги переговоров “нормандской четверки” в Минске?
– Мне кажется, до окончания переговоров еще далеко; это не окончательный вариант переговоров, способный привести к миру на Украине. Действительно, переговоры “нормандской четверки” – первый шаг на этом пути, очень неплохой, но впереди еще очень и очень много работы.
– Стороны конфликта договорились о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, обмене заложников по принципу «всех на всех». Но предыдущие минские договоренности по этим пунктам так и остались невыполненными. Существуют ли механизмы выполнения достигнутых договоренностей?
– Механизмы известны, но они базируются на доброй воле обеих сторон. Ведь буферная зона, насколько я понял из прессы, так и не создана. О прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, обмене военнопленными договаривались в Минске еще в сентябре, однако предыдущие договоренности не выполнены. Может случиться так, как в сентябре: сегодня договорились о прекращении огня, завтра – возобновили военные действия.
Нет никаких гарантий выполнения соглашений, достигнутых в рамках “нормандской четверки”.
– Значит, достигнутые договоренности не способны обеспечить долговременный мир?
– Гарантий нет. Вроде все стороны переговоров, в том числе и европейские посредники, согласны, что необходимо прекращать огонь, необходимо прекращать убийство людей. Но кто гарантирует соблюдение достигнутых соглашений? К огромному сожалению, гарантий для их выполнения я не вижу.
– Эдвард Лукас назвал соглашения “нормандской четверки” капитуляцией Европы. Значит, от подписанных документов выигрывает только Россия?
– Я считаю так: если удастся прекратить огонь – это будет достижением для обеих сторон. Но ведь агрессор, развязавший войну в Украине, так и не поставлен на место.