24 ноября 2024, воскресенье06:23

Культура

Мастер после смерти живёт в своих творениях: о жизни и творчестве Константина Козёлко

26 октября 2015, 9:46

100-летие белорусского мастера резьбы по дереву, заслуженного деятеля искусств БССР Константина Кондратьевича Козёлко отмечают на Полесье. О неизвестных до этого фактах из биографии мастера, о его произведениях и о том, почему почти во всех работах Константина Козёлко изображена лошадь, – читайте на Медиа-Полесье.   

Жизнь Константина Козёлко связана со Столинщиной, а точнее с Давид-Городком, где он жил с 1942 года і до самой смерти. Родился Константин Козёлко в Калинковичах Мозырского повета Минской губернии 22 октября 1915 года. Родители мастера – давид-городокские мещане. Кондрат Тимофеевич в 1911 году построил дом в родном Давид-Городке, но семья жила в нём не долго: из-за Первой всемирной войны она оказалась в числе беженцев и переехала в Калинковичи, где жили родственники Марии Григорьевныы, матери будущего мастера.

 

«Мой отец в молодые годы учился на кузнеца, после сам немного работал кузнецом, а потом почувствовал, что дело это не по его силам, бросил и уехал в Киев», – написал в своей автобиографии Константин Козёлко. Приняв решение ехать в Киев, Кондрат Тимофеевич собирает семью и вскоре все вместе уезжают туда. В Киеве он устроился матросом на пароход, где и проработал до 1941 года, закончив службу в качестве командира парохода.

После года киевской жизни умирает Мария Григорьевна. Спустя год Кондрат Тимофеевич женится во второй раз. Мачеха была хорошей женщиной, к маленькому Константину относилась хорошо, жалела мальчика. У Кондрата Тимофеевича, кроме Константина, было ещё два сына и две дочери. Эти два сына умерли в юном возрасте.  В 1931 году умирает вторая жена. Кондрат Тимофеевич женится в третий раз. Вторая мачеха, как позже написал в своей автобиографии Константин Козёлко, «была настоящей злой мачехой, о которой в сказках написано».

Способности к творчеству Константин Козёлко имел с детства, но в связи со сложившимися обстоятельствами, да и не без подачи новой мачехи вынужден был заниматься другими делами. Учился будущий мастер в Киевской школе фабрично-заводского обучения и после её окончания был направлен станционным монтёром на Киевскую переговорную станцию. В Киеве Константин женился на Феодосии Павловне, там родилась дочь Алла.

Когда началась война, в 1941 году, семья Козёлко переезжает на историческую родину – в Давид-Городок. Уже в Давид-Городке в семье Константина и Феодосии родился сын Юрий. Когда в Давид-Городке находились немцы, работы не было, семья жила бедно. После освобождения Давид-Городка Константина Козёлко в армию не взяли из-за его плохого состояния здоровья.

Стараясь прокормить семью, Константин освоил дело жестянщика. С изготовленной собственными руками кухонной утварью (миски, тарелки, ложки и т.п.) он  направлялся в близлежащие деревни, где менял свои изделия на еду. После войны некоторое время работал землеустроителем.

В это трудное время он вплотную начал заниматься творческой работой. В 1946 году особенно увлёкся резьбой по дереву. Впервые его деревянные скульптуры продемонстрировали на выставке в то время в областном центре БССР, в Пинске, в 1946 году.

Как рассказывает директор Столинского районного краеведческого музея Светлана Веренич, именно тогда, на выставке, скульптура Константина Козёлко «Кутузов на лошади» завоевала первую премию. «Успех окрылил молодого мастера, и с того времени он стал активным участником районных, областных, республиканских и Всесоюзных выставок народного творчества», – отмечает Светлана Веренич. Параллельно с резьбой по дереву Константин Козёлко занимался графикой.

По просьбе Светланы Веренич Константин Козёлко в 1980 году написал свою автобиографию, которая хранится в музее

Творческую деятельность он совмещал с работой сразу в Давид-Городокском Доме пионеров, затем – в художественной мастерской Столинского районного отдела культуры.

Константин Козёлко со своей работой. Фото из фонда Столинского районного краеведческого музея

В 1951 году в семье Констатина Козёлко родился сын Валерий, а в 1973 году, в возрасте  53 лет, умерла его дорогая и любимая Феодосия Павловна. После траура по ушедшей из жизни супруге Константин Кондратьевич сошёлся с Любовью Петровной Бесанец.

Константин Козёлко со второй женой и внуком семьёй. Фото из фонда Столинского районного краеведческого музея

Муж этой женщины, с которым они давно разошлись и уже много лет не жили вместе, не давал ей официального развода. Поэтому Константин Кондратьевич и Любовь Петровна жили, не зарегистрировав свой брак. Детей общих у них не было. Именно Любовь Петровна, как отмечает Светлана Веренич, после смерти Константина Козёлко передала в музей все его работы и награды, хранившиеся дома.

Все работы и награды Константина Козёлко, которые были дома, Любовь Петровна передала в музей

Умер мастер 10 января 1991 года и похоронен в Давид-Городке.

 

Константин Козёлко на протяжении своей жизни продолжал славные традиции белорусской резьбы. В Беларуси он больше известен как резчик по дереву, но среди его работ есть графические картины.

Графическая работа Константина Козёлко

Работы художника не раз с успехом выставляли зрителю в СССР, Великобритании, Канаде, Польше. Многие из работ резчика сейчас находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в других музеях Беларуси, а также в частных коллекциях.

Графическая работа Константина Козёлко

Многие из работ Константина Козёлко, особенно графических, хранятся в Столинском районном краеведческом музее и в музее в Давид-Городке. Отдельные из них демонстрируются в экспозиции этих музеев. 

Одна из скульптур Константина Козёлко в экспозиции Столинского районного краеведческого музея

Как отмечают исследователи творчества Константина Козёлко, его скульптурам свойственны сложная динамическая композиция, точность моделирования и старательность в обработке материалов. Предметом его произведений стали фольклорные сюжеты, герои известных литературных произведений. Отобразил мастер в работах и современных ему людей. Особенностью работ Константина Козёлко является присутствие там лошади. Будь то скульптура или графический рисунок – в большинстве случаев там изображена лошадь. Константин Кондратьевич очень любил лошадей. Лошадь – верная помощница человека и в труде, и в важные моменты его жизни. Так считал мастер и именно это подтверждал он в каждой очередной своей работе.

Графическая работа Константина Козёлко

Среди скульптур Константина Козёлко известны: «Витязь» (1948 год), «Александр Невский» (1949 год), «Суворов» (1949 год), «Богдан Хмельницкий» (1954 год), «Руслан и Рагдай» (1954 год), «Герои Бреста» (1957 год), «Охота на зубра» (1957 год), «Телятница» (1958 год), «Будёновцы» (1962 год), «Тачанка» («Партизанская тачанка», 1965 год) и многие другие.

Практически во всех работах Константина Козёлко есть лошадь

За творческие достижения и пропаганду отечественного искусства Константина Козёлко в 1955 году наградили медалью «За трудовую отвагу», с 1957 года он – заслуженный деятель искусств БССР. У мастера очень много других наград.

К 100-летнему юбилею художника в Столинском районном краеведческом музее подготовили выставку работ заслуженного деятеля искусств БССР Константина Козёлко, которая открыта для посетителей.

Работы Константина Козёлко можно увидеть на выставке в Столинском краеведческом музее

Редакция Медиа-Полесья благодарит сотрудников Столинского районного краеведческого музея за информационную помощь в подготовке к публикации материала о Константине Козёлко.   


На суде во время дачи показаний рядом с девушкой была собака, которая была предоставлена судом для эмоциональной поддержки жертвы. Скрин видео: france3paca / YouTube
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pravo.by
Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com