25 ноября 2024, понедельник21:18

Общество

Мама отвечала на вопросы милиционера, а сын-пятиклассник при этом напевал: «Мы не быдло, мы не трусы, мы живой народ, мы – белорусы»

10 февраля 2021, 14:53

Елена Яроцкая с сыном на протестном шествии в сентябре 2020 года

Елена Яроцкая с сыном на протестном шествии в сентябре 2020 года

В квартире учительницы английского языка, как и у многих Пинске членов БСДП (Громада), прошёл обыск, во время которого изъяли ноутбук. При этом находился ребёнок.

Обыски проходили 8 февраля, людей доставляли в ГОВД, опрашивали по поводу сделанных кем-то надписей на автобусных остановках, брали отпечатки пальцев, преимущественно – у женщин.

В число таких попала и учительница английского языка СШ №9 Елена Яроцкая.

К ней пришли к одной из первых около восьми часов утра.

– И я, и сын-пятиклассник ещё спали. Мальчик приболел, и я в этот день оставила его дома, – рассказывает Елена. – Обычно, если к нам приходят, то нажимают на кнопку звонка. А тут нас разбудил стук в дверь. Двое мужчин представились сотрудниками милиции и сообщили, что у них имеется постановление прокурора на обыск. Пришлось впустить. Спросила, по какому поводу обыск. Ответили, что на проспекте Жолтовского на двух остановках кем-то были нанесены надписи политического характера. И прокурор выдал ордер на проведение обыска. Что это были за надписи, милиционеры ответить не смогли. А на вопрос причём здесь я, сказали, нам приказано провести обыск, вот мы и проводим. И сразу предупредили, что будет изъята компьютерная техника.

Участковый отправился искать понятых, а оперуполномоченный уголовного розыска прошёл на кухню, начал писать что-то в своих бумагах. Когда пришли понятые, приступили к обыску, искали краску. Обыск проходил поверхностно: открыли шкаф – закрыли шкаф… Было понятно, что краска им не нужна. Сфотографировали красно-белые снежинки на дверях, герб «Погоня». У нас в квартире есть БЧБ-флаг, так мы его надёжно спрятали. Стационарного компьютера у меня нет, забрали ноутбук.

– Зачем было прятать флаг? Держать в своём жилище БЧБ-флаг не запрещено, это личная вещь, как диван или холодильник… Как долго продолжался обыск? – интересуемся у Елены. 

– Не хотелось, чтобы его изъяли во время обыска. Он мне очень дорог, это флаг моей страны…Обыск проходил в течение часа. Затем нас с сыном отвезли в ГОВД и там ещё продержали два с половиной часа. Я взяла с собой ребёнка, поскольку одного дома не решилась оставить.

– Ребёнок не испугался милиционеров?

– Поначалу был напуган. Пришли нежданно, разбудили, мы не знали, чем закончится этот визит. А потом испуг прошёл. Когда меня опрашивали в кабинете Пинского ГОВД, интересовались, где я находилась с 19 по 21 декабря 2020 года и 7 января 2021 года, мой сын при этом сидел в кресле и тихонько напевал: «Мы не быдло, мы не трусы, мы – живой народ, мы – белорусы».

– Где он слышал эту песню?

– Мама слушает такие песни. Если у мамы активная жизненная позиция, то и сын такой же.

– И всё-таки, почему с обыском пришли именно в Вам и коллегам по партии?

– Наверное, перед Всебелорусским народным собранием решили припугнуть наиболее активных пинчан, тех, кто когда-либо «засветился». Начали с оппозиционной партии. В тот день обыски прошли у 11 членов БСДП (Громада), у всех взяли отпечатки пальцев. Изъяли компьютерную технику, в телефонах просмотрели переписку в социальных сетях.

– И как впечатление от произошедшего?

– Такое, что ты случайный прохожий, а тебя схватили, словно преступника доставили в отдел милиции и копаются в твоих вещах, в твоём сознании, подозревают в том, чего не совершал, отпечатки пальцев берут. Неприятно.

– Это первое ваше подобное общение с работниками милиции?

– Первое было в сентябре. Я принимала участие в женском марше солидарности. Когда в районе спичечной фабрики колонну остановил ОМОН и схватил нескольких участниц марша, я открыто в лицо высказала омоновцам всё, что думаю о них. Этот был воскресный день. Меня сняли на видео, а позже установили личность. В ГОВД работают два моих бывших ученика, наверное, помогли опознать на видеозаписи. Во вторник меня уже вызвал директор школы, поскольку ему позвонили из прокуратуры, просили провести со мной профилактическую работу, затем был персональный разговор с заместителем прокурора. А в четверг на работу ко мне пришёл участковый и составил административный протокол по ст. 23.34 КоАП РБ. Был суд, мне дали штраф 10 базовых величин.

– Что говорят о Вашей гражданской позиции в школе?

– Я являюсь классным руководителем в шестом классе. Поэтому до конца декабря завуч по воспитательной работе посещала проводимые мною классные и информационные часы. Но я же не призываю детей выходить на площадь, кричать «Жыве Беларусь!». Я прививаю у них любовь к Родине. На зимних каникулах директора и завуча нашей школы вызывали в отдел образования из-за того, что работник у них такой активный.

Что касается родителей учеников, то многие поддерживают. Некоторые даже на суд ко мне приходили, когда рассматривался административный протокол за участие в протестном марше.

– Обыск провели, ноутбук изъяли, телефон просмотрели, пальчики «откатали». Каким будет у школьной учительницы английского языка завтрашний день?

– Сложа руки на диване у телевизора сидеть не буду. Моя гражданская позиция остаётся прежней. Скоро в нашей партии очередное собрание, обсудим с коллегами наши планы и действия с учётом открытого давления на нас.


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: Kerem Uzel / Bloomberg
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: unsplash.com