23 ноября 2024, суббота08:24

Политика

Лукашенко с Путиным забоялись шального снаряда?

21 сентября 2017, 8:09

«Запад-2017» нанес урон политическим интересам Минска. Москва постаралась подчеркнуть, что ее союзник не ахти как самостоятелен…

Александр Лукашенко попытался отделаться шуткой, поясняя, почему на учения «Запад-2017» в Беларусь не прилетел Владимир Путин: «А если снаряд в одно место? Двоих не станет».

Но шутка получилась неуклюжей. Ведь выходит, что два лидера, которые старательно подчеркивают, что они крутые мужики, мачо, — на самом деле стали боязливее после «Запада-2013», когда вместе проинспектировали учения сначала в Беларуси, а потом в Калининградской области.

То есть тогда они подвергли себя двойному риску вместе погибнуть от шального снаряда, а теперь вот вдруг решили, что лучше от греха подальше? Стареют, нет былого куража? Или солдаты стали настолько хуже стрелять? Но ведь Лукашенко сегодня всех похвалил, объявил благодарность.

Не прилетел даже Шойгу

Правда, белорусский главнокомандующий тут же предложил и серьезную версию того, почему его с Путиным пути на этих маневрах (сугубо важных именно как демонстрация единства союзников) неожиданно разошлись: «…Вообще мы раньше планировали вместе присутствовать на учении, но по ходу определились, что нам все-таки надо более широко охватить это учение, чтобы люди видели президентов — где они работают, как».

То есть никакой изящной координации не было, просто не дождались. Или скажем прямее: Путин приглашение проигнорировал.Но и эта версия выглядит не вполне гладко. Если все было так красиво скоординировано, то как объяснить прозвучавший в минувшую пятницу довольно раздраженный комментарий Натальи Эйсмонт, пресс-секретаря белорусского президента? Она подчеркнула, что поскольку главные события нынешних учений разворачиваются на белорусской территории, то в адрес Путина было направлено приглашение прибыть именно сюда, но официального отклика так и нет, «ждем».

Вдобавок ко всему сегодня на полигоне под Борисовом компанию Лукашенко не соизволил составить и российский министр обороны Сергей Шойгу, хотя его присутствие анонсировалось. Этот игнор тоже можно трактовать как желание принизить статус «младшего брата».

Обнажился конфликт интересов

Стоит также напомнить версию московского «Коммерсанта»: мол, изначально предполагалось, что в рамках «Запада-2017» Путин вместе с белорусским коллегой прибудет на российский полигон, но якобы «господин Лукашенко пересмотрел свои планы и, скорее всего, не прилетит в Россию».

Правда, та же Эйсмонт отмечала, что официального приглашения руководитель Беларуси не получал. Однако вполне можно допустить, что неофициальные переговоры были. Во всяком случае, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в начале месяца заявил «Известиям», что два лидера встретятся на каком-нибудь российском полигоне. В общем, не исключено, что тут уже белорусский лидер показал характер, решил не являться в блиндаж к Путину. Потому что это легко трактовалось бы как прибытие по вызову старшего командира.

Короче, можно гадать о частностях, закулисных нюансах, но в принципе очевидно: два крутых лидера вовсе не забоялись шального снаряда, а просто не нашли общего языка. А если шире — на почве этих учений в очередной раз обнажился конфликт интересов между Минском и Москвой.

Мелкие и не мелкие провокации

Смотрите, как все было. Белорусское руководство после Крыма три года старалось аккуратно отгрести от Москвы, не выглядеть безропотным сателлитом страны-агрессора. Стали капитально вкладываться в развитие западного вектора. Выпустили политзаключенных, добились отмены санкций ЕС, стали пиарить роль миротворческой площадки, донора стабильности в регионе, замахнулись на запуск в Минске нового Хельсинкского процесса.

И тут — эти чертовы учения, которые, что ни говори, воспринимаются соседями, Западом как опасные военные игрища под патронажем непредсказуемой Москвы, взявшей моду оттяпывать территории у соседей.

Вдобавок накануне в Гомеле неизвестные похищают украинского юношу Павла Гриба, который потом обнаруживается в России, в камере ФСБ. Итого: удар по отношениям с Украиной. Вывод наблюдателей: Лукашенко не контролирует свою территорию, российские спецслужбы тут хозяйничают, как у себя дома.

То есть дело выглядело так, что стал сбываться один из алармистских сценариев: Москва под маркой этих учений собирается тихо оккупировать Беларусь, а то и пойти дальше.Затем в первый день «Запада-2017» на сайте российского Министерства обороны появляется сообщение, что подразделения Западного военного округа в рамках этих учений «начали переброску личного состава вооружения, военной и специальной техники на полигоны в Республику Беларусь». При том что белорусская сторона раньше заверила: все, кому положено, из-за восточной границы на учения уже прибыли.

Белорусские военные имели бледный вид и долго не могли толком объяснить, что происходит: мол, ведем консультации с российскими коллегами. Вот вам и уровень взаимодействия, вот вам и братство по оружию.

В итоге выяснилось, что танки перебрасывались на другой полигон в границах самой России, но осадочек остался. Как осталась и фейковая заметка на сайте российского Минобороны. То есть даже этим показали, что «младшего брата» и в грош не ставят.

Сколько солдат у белорусского главнокомандующего?

К слову, сегодня Лукашенко коснулся алармистских сценариев и в пылу полемики даже завысил численность белорусской армии: ну что бы, мол, сделали несколько тысяч российских солдат, прибывших сюда на маневры, против наших 75 тысяч?

«Это фигура речи», — так дипломатично прокомментировал для Naviny.by неожиданную цифру белорусский военный аналитик Александр Алесин. Он подтвердил наши сведения: на сегодня белорусская армия насчитывает 60 тысяч с хвостиком, причем военных — в районе 45 тысяч (остальные — гражданские служащие).

По словам Алесина, и эти цифры могут уменьшиться, поскольку «сегодня воюют не числом, а умением», да и экономика не позволяет особо разгуляться. Поэтому есть планы дальнейшей оптимизации вооруженных сил, ставка делается на высокотехнологичное оружие, отметил эксперт.

Стоит добавить и такой штрих. Как отмечают независимые аналитики, Россия параллельно проводит на своей территории целый каскад учений и «внезапных проверок боеготовности», имеющих в сумме такой масштаб, что номинальный «Запад-2017», сконцентрированный на полигонах Беларуси, выглядит лишь маленьким кусочком большой мозаики. Которую выкладывают в Москве, а не в Минске.

Российские СМИ, впрочем, этого и не скрывали, рисуя картину так, что главные события нынешней большой игры в войну — там, где Путин (он присутствовал 18 сентября на Лужском полигоне в Ленинградской области).

Так что и с этой точки зрения попытки белорусского руководства изобразить, что центр учений у нас, выглядят не слишком убедительно.

Беларусь под колпаком

Да, было много стеба вокруг Вейшнории, выдуманной военными в рамках официальной легенды учений. Но здесь тоже слона-то и не приметили.

Если вдуматься, то легенда рисует Беларусь как слабое звено Союзного государства. И когда коварный Запад решает оторвать это звено и возбуждает тут внутренние волнения, на помощь приходит могучая Россия.

То есть, согласно легенде, Кремль не оставляет белорусам права на геополитический выбор, европейский путь. Любые попытки поменять власть, избрать для страны иной курс будут без колебаний пресечены. Коварную руку Запада просто пририсуют, даже если до внутреннего кризиса доведет банальная бездарность самого режима.

Самое печальное для проевропейски настроенных белорусов то, что это не легенда, а сермяжная правда. По сути, именно так Россия и действовала против Украины после бегства Януковича (другое дело, что зубы обломала).

Залп по внешнеполитическим интересам Минска

Итак, подводим краткие итоги. Хотя алармистские прогнозы, судя по всему, не сбываются и российские войска вскоре уедут восвояси (что еще раз подчеркнул сегодня Лукашенко), «Запад-2017» серьезно повредил внешнеполитическим интересам Минска.

Во всяком случае, Москва постаралась в контексте этих учений подмочить репутацию белорусского режима, выставить его своим вассалом, осложнить отношения Минска с Украиной, прибалтами, Польшей, Евросоюзом, НАТО, Западом в целом.

Белорусская вертикаль, как цивильная, так и в погонах, провалила информационную работу в рамках этих учений, показала беспомощность в условиях провокаций прежде всего с восточной стороны. Военному ведомству явно пора менять кадры, у которых в мозгах советские методы партполитработы.Белорусский руководитель, судя по всему, раздражен мелкими пакостями и откровенным неуважением со стороны союзника. Между Лукашенко и Путиным, как отмечает минский аналитик Валерий Карбалевич, в очередной раз пробежала черная кошка.

Впрочем, нет худа без добра. Теперь стоит ожидать, что белорусское руководство с особым усердием попытается доказать внешнему миру, что не является такой уж позорной марионеткой Кремля.

Другое дело, что тут больше бравады, чем реального потенциала. Два с лишним десятилетия «братской интеграции» слишком крепко привязали Беларусь к России. А на реформы, которые помогли бы ослабить эту зависимость (прежде всего экономическую), у белорусского руководства не хватает политической воли.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media