«Как бы мы тут ни говорили, страна подвергнута жесточайшим санкциям. Наверное, ни одно государство в мире, учитывая наши возможности, размеры, нашу экономику и прочее, не подвергалось таким санкциям. Поэтому сказать, что нет влияния этих санкций на систему здравоохранения, мы не можем. Хотя особо не кричим — сопротивляемся. Не просто сопротивляемся, а работаем. И вроде бы неплохо работаем», — сказал Лукашенко, передает его пресс-служба.
Напомним, санкции, введенные в отношении Беларуси, были спровоцированы жестким подавлением демонстраций после выборов в августе 2020 года, они были ужесточены после посадки рейса Raynair Афины — Вильнюс в Минске, в результате которой были задержаны Роман Протасевич и Софья Сапега. Новая волна санкций последовала в ответ на поддержку, оказанную Лукашенко Путину в ходе вторжения в Украину. При этом непосредственно сферу медицины санкции не затрагивают.
Говоря о введении резидентуры в Беларуси, Лукашенко пустился в рассуждения о том, что можно менять, а что нельзя. В целом получается, что его сомнения по поводу резидентуры связаны с тем, что, оказывается, в стране хорошо пережили коронапсихоз.
«Мое отношение к любого рода нововведениям вы знаете. Во-первых, они не должны ломать сложившуюся систему, если она нормальная. Если система ненормальная, ее надо ломать, жалеть ничего не надо в этом плане. Но если мы говорим о том, что у нас нормальная система здравоохранения, гордимся ею, и последние наши телодвижения в области так называемого коронапсихоза и ковид-заболеваемости показали, что система работает, люди работают, и работают неплохо, значит, система нормальная. Значит, мы ее ломать не собираемся», — сказал он.
После этого Лукашенко пришел к выводу, что все-таки кардинального изменения системы нет, а есть ее совершенствование.
«Обязательно надо совершенствовать, нельзя останавливаться. Если предлагаемые Минздравом новации связаны с совершенствованием, хорошо, давайте послушаем министра, и он нам докажет, что это новый шаг вперед. Во-вторых, должны быть оправданы актуальностью и, скажем так, производственной необходимостью. Любое совершенствование должно созреть, и мы должны увидеть, что все, застопорились, дальше нельзя, надо предпринимать какие-то меры. На такой ли стадии здравоохранение находится, чтобы нам через резидентуру в данном узком направлении совершенствовать систему?» — сказал он.
Лукашенко далее вспомнил, что в Беларуси в последние годы были модернизированы и построены многие учреждения здравоохранения. Правда, он напомнил, что строить надо скромнее.
«Давайте будем модернизировать ту или иную систему, в том числе и здравоохранение, но дворцы не будем строить. Мы не настолько богатые, чтобы строить не больницу, не лечебное учреждение, а дворец», — сказал он.
Лучше не строить, а повышать зарплаты.
«Надо очухаться, как в народе говорят, аккуратненько приструнить себя и строить только то, что надо. Потому что, когда строишь за бюджет, многие главные врачи (от них все идет) думают: «Это же не мои деньги и даже не клиники. Это же из бюджета, откуда-то». Но если из бюджета возьмем, врачам потом повышать зарплату — за что? Учителям за что зарплату повышать? Пенсии как повышать? Поэтому надо поаккуратнее. Музеев и прочих культурных центров настроили столько… И все они висят на бюджете. Никто же личные деньги не дает, и даже госпредприятия на содержание музеев, театров и кинотеатров не дают, все на бюджете висит. Поэтому нам надо здесь поаккуратнее», — добавил он.