На вопрос грузинского журналиста, останется ли политика непризнания оккупированных территорий Грузии со стороны Беларуси неизменной на фоне того, что Россия “пытается легитимизировать оккупацию и оформила соглашения с марионеточными режимами”,Лукашенко ответил: “Наша позиция по тем проблемам, которые вы подняли, остается неизменной. В противном случае я бы не приехал”.
“Президент (Георгий Маргвелашвили. — БелаПАН.) говорил, что после всех этих неразберих (даже войны, можно сказать), конфликта между Грузией и Россией, надо было как-то помягче выстраивать отношения и не делать каких шагов”, — цитирует Лукашенко агентство Новости-Грузия. — Мы с президентом реалисты, и мы договорились: давай подведем черту и посмотрим в завтрашний день — какие можно сделать шаги для того, чтобы нормализовать отношения между Грузией, Беларусью, чтобы глубже сделать отношения, в том числе с Российской Федерацией. Думаю, в ближайшее время мы найдем хотя бы один ответ на маленький вопрос, какой сделать шаг для того, чтобы не только прекратить эту риторику, а сблизить позиции государств и жить в одной семье, как было когда-то”.
Лукашенко убежден, что противоречий между грузинским, российским и белорусским народами нет — “есть непонимания на политическом уровне”. “Они преодолимы, но надо ставить перед собой конкретные задачи и делать конкретные шаги. Об этом мы говорили. Я пока не имею таких полномочий президента, чтобы раскрывать наши договоренности, но в ближайшее время вы о них услышите”, — пообещал он.
Напомним, руководство не признанных международным сообществом Абхазии и Южной Осетии неоднократно обращалось к властям Беларуси с просьбой о признании независимости. Со своей стороны Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что такое решение должен принимать белорусский парламент.
В конце 2008 года Абхазия и Южная Осетия официально обратились в Национальное собрание Беларуси с просьбой признать их независимость. В ноябре 2009-го группа белорусских парламентариев посетила Грузию, Абхазию и Южную Осетию для ознакомления с ситуацией на месте. По итогам поездки депутаты подготовили доклад для руководства Беларуси, который так и не был обнародован.
В октябре 2013 года на пресс-конференции для российских журналистов в Минске Лукашенко вернулся к этой теме, заявив, что в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии Беларусь подвергалась давлению Запада. “Нам сказали: на следующий день после признания Беларусью Абхазии и Южной Осетии вы лишитесь обмена валют, ни одни банки с вами работать не будут”, — рассказал он.
Рассуждая на тему, стоит ли Беларуси сейчас признавать Абхазию и Южную Осетию, Лукашенко заявил: “Сейчас мы признаем — сразу Грузия возбудится, возбудятся страны, где есть территориальные претензии. Сразу Запад вспушится. России это надо? Мы просто окажемся катализатором этой ненужной тенденции”.