Это было первое послание Лукашенко с начала войны в Украине и беспрецедентного геополитического конфликта между Россией и Западом. И именно эта тема была выдвинута как главная, с нее началось выступление, и к ней же Лукашенко неоднократно возвращался в течение всего трехчасового доклада.
Лукашенко увязал проблему острой конфронтации в регионе с вопросом суверенитета и независимости. В принципе, постановка проблемы, может, и правильная. На территории страны — чужие войска. Но главную угрозу суверенитету он видит со стороны Запада.
Предложена фантастическая картина мира, которую почти невозможно рационально оценивать.
Относительно войны в Украине Лукашенко повторил все прежние интерпретации. Разве что обратило на себя внимание заявление о полумиллионе человек убитыми и искалеченными с обеих сторон и тезис о том, что и в России, и в Украине люди не понимают, за что воюют, а потому не хотят воевать. В общем, Россия в ходе войны «телепается». Это сильно расходится с нарративами российской пропаганды. Одновременно он призвал Россию применить все оружие, фосфорные бомбы, урановые снаряды.
Акцент был сделан на то, чтобы реанимировать свою роль миротворца. Мол, мы за мир и за переговоры.
Что касается темы ядерного оружия на территории Беларуси, то ее Лукашенко не стал развивать и расшифровывать детали. Прозвучало заявление, что это наше ядерное оружие, управлять им будем мы. Правда, неясно, согласится ли с этим Россия. Также пугал возможностью размещения стратегических ракет.
Он опроверг информацию, что 80% белорусов выступают против ядерного оружия. Очевидно, неприятно это осознавать. Создается впечатление, что этот вопрос для него скорее проблема, чем политический успех. Поэтому лучше минимизировать такую деликатную тему.
Важно зафиксировать то, чего не было в послании. Лукашенко почти ничего не говорил о роли Беларуси в российской агрессии. Также стыдливо оправдывался за присутствие российских войск на территории Беларуси. Пытался доказывать, что это не ограничивает суверенитета Беларуси.
Из противоречивых высказываний Лукашенко можно сделать вывод, что отходить от власти он не собирается.
И объяснял это тем, что, мол, враги хотят, чтобы Лукашенко ушел, поэтому он сделает наоборот. И к тому же над его детьми и сторонниками будут издеваться, если его не будет. И вообще, народ должен решить, кто будет президентом. Собственно, ничего неожиданного: подобное он заявлял перед каждой избирательной кампанией в течение последних почти тридцати лет.
Прозвучало несколько месседжей по вопросам внутренней политики и идеологии. Например, «плюрализм — это дань западной моде, партии разделяют людей». То есть на уровне теории отбрасывается идея демократии. Лукашенко отметил, что в Беларуси не будет и партии власти. Что объяснило его отсутствие на съезде «Белой Руси».
Жестко было заявлено, что белорусская идентичность базируется на православии, а историческую память нужно интегрировать в концепт «русского мира».
Также Лукашенко намекнул, что на повестке дня вопрос о репрессиях в отношении родственников «беглых» и конфискации их имущества.
В общем, Лукашенко продемонстрировал, что особо не готовился к посланию. Например, сначала прочитал какой-то тезис, а потом покритиковал своих спичрайтеров за то, что его внесли в текст.