По словам политолога, действия России в Украине достаточно сильно напугали белорусскую власть.
«Россия продемонстрировала, что она готова ради собственных интересов применять силу для защиты и контроля над так называемым русским миром, отождествляя его с людьми, говорящими на русском языке. Сам Лукашенко несколько раз проговорил эту угрозу. Но что с ней делать, он пока не знает», — сказал эксперт.
В связи с этим, отметил Карбалевич, «совершенно по-новому» встает вопрос присутствия на территории Беларуси российских военных баз и объектов.
«Мы знаем, как Россия использовала военную базу в Крыму для оккупации полуострова. Что же теперь Лукашенко делать с российскими военными объектами и российской авиабазой, о которой много времени говорят и на создании которой настаивает Россия?» — сказал он.
В то же время, отметил эксперт, Лукашенко удалось «маневрировать между противоборствующими силами, не поссорившись с Россией и наладив хорошие отношения с Украиной». Одновременно, сказал он, Лукашенко воспользовался конфликтом, чтобы попытаться начать размораживать отношения с Евросоюзом и США.
«В условиях острого геополитического конфликта, международного кризиса вопросы ценностей уходят на второй план. А ведь именно вопросы ценностей, прав человека были главным препятствием на пути улучшения отношений между Беларусью и Западом. Сейчас этот вопрос немного уходит в сторону, на первый план выходит геополитика», — отметил эксперт.
«По важнейшему геополитическому вопросу — украинско-российскому конфликту — Беларусь, можно сказать, заняла позицию нейтралитета. Более того, пытается предпринимать миротворческие усилия. Кроме того, белорусская стабильность повысилась в цене не только для граждан Беларуси, но и для Запада. Если вдруг, например, возникнет вопрос транзита через территорию Украины российского газа, то белорусский транзит сразу же повышается в цене», — сказал Карбалевич.
Кроме того, продолжил он, на фоне украинских событий «режим Лукашенко перестал выглядеть со стороны Запада таким уж одиозным».
«Во всяком случае, на фоне Путина Лукашенко уже не самый плохой парень. Это дает ему очки, и он пытается сыграть на этом», — сказал эксперт.
По его мнению, украинский кризис укрепил белорусскую социальную модель общества, репутация которой серьезно пострадала после кризиса 2011 года.
«Украинский кризис оказал чрезвычайно большое влияние на систему международной безопасности в мире, тем более на регион Центральной и Восточной Европы. Все государства региона вынуждены приспосабливаться к новой ситуации. На Беларусь украинский кризис также оказал очень сильное влияние, в том числе и на внутреннюю политику в стране», — отметил Валерий Карбалевич.
В итоге, продолжил эксперт, теперь можно говорить о консервативной реставрации белорусской социальной модели.
«Для населения на первый план вышел вопрос безопасности, возрос запрос на сильную власть. Не случайно рейтинги Лукашенко возрастают. Одновременно снижается доверие к оппозиции, которая отождествляется с Майданом, революцией, хаосом», — сказал он.
Социологические опросы, также отметил Карбалевич, показали, что белорусское общество в большинстве своем воспринимает украинский кризис в призме российских каналов.
«В частности, очень существенное количество людей поддерживает в конфликте Россию, что не соответствует официальной белорусской точке зрения. Лукашенко увидел, что не контролирует общественное сознание, что российское телевидение может сформировать у белорусских граждан выгодную ей картинку», — сказал он.
В итоге, подчеркнул Карбалевич, власть стала вести борьбу не только с проевропейски настроенной оппозицией, но и пророссийскими силами.
Сергей Королевич