Беларусь обратилась к России за новым кредитом на сумму 3 млрд долл., сообщил вчера министр финансов РФ Антон Силуанов. “Вопрос будем еще прорабатывать с учетом хода реализации предыдущей программы, которая не была выполнена в полном объеме”, – сказал он.
Похоже, что Минск претендует на кредит не непосредственно России, а Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). ЕФСР, напомним, уже выдавал Беларуси кредит в 3 млрд долл., который должен был предоставляться шестью траншами в 2011–2013 годах. Однако последний транш кредита на 440 млн долл. так и не был выделен из-за невыполнения Минском требований о проведении структурных реформ.
Между тем в правительстве РФ вчера должны были обсудить выдачу Беларуси второй части кредитной поддержки в 760 млн долл., которые должны пойти на погашение прежних долгов. “В июле мы эти деньги им отдадим”, – заявил Силуанов. В апреле Россия уже перечислила Беларуси около 110 млн долл. на погашение процентов по российскому кредиту, выданному в 2010 году. Москва также разрешила белорусским властям выплачивать ранее выделенные кредиты российскими рублями.
Внешний долг Беларуси на 30 июня составляет 12,7 млрд долл. В этом году Минску предстоит выплатить кредиторам около 4 млрд долл., сообщает Reuters. При этом Белоруссия надеялась вернуть большую часть суммы за счет пошлин на нефтепродукты, которые Россия согласилась оставлять в белорусской казне. Однако падение цен на нефть помешало этим планам. Минск ищет источники внешнего рефинансирования, параллельно договариваясь с кредиторами о реструктуризации.
Так, в начале июня посол России в Беларуси Александр Суриков сообщал, что выплаты по внешнему долгу в текущем году могут снизиться на 1,3 млрд долл. за счет переноса с этого года на более поздний срок выплат тела российского кредита в размере 750 млн долл. и 450 млн долл. кредита ЕФСР.
Среди потенциальных новых кредиторов Беларуси – Международный валютный фонд (МВФ), миссия которого уже начала работу в Минске. Министр финансов БеларусиВладимир Амарин ожидает, что размер кредита будет примерно таким же, как и предыдущий, то есть около
3 млрд долл. В основе новой программы – “дорожная карта” изменений, которую ранее Беларусь разработала при участии экспертов Всемирного банка (ВБ). Однако эксперты отмечают, что сложно говорить о шансах получения кредита от МВФ до президентских выборов в Беларуси, которые состоятся только в октябре 2015 года, так как фонду нужны твердые гарантии, что все заявленные реформы будут выполнены (см. “НГ” от 29.06.15).
Средства ЕФСР, если будут получены, с большой вероятностью пойдут именно на погашение догов, считает старший научный сотрудник Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. “По факту без внешнего рефинансирования обязательств Беларуси не обойтись, своих ресурсов у нее мало”, – говорит Пухов. Будет ли выдан этот кредит – зависит от политической воли, считает эксперт.
Отметим, что мае в “Обзоре экономики Беларуси” ВШЭ констатировала, что РФ сейчас старается дистанцироваться от прямой финансовой поддержки соседней республики: в Минфине РФ сокращают расходы внутри страны, не говоря уже о поддержке Минска.
“Аргументы Беларуси о том, что они недополучают 1 млрд долл. в бюджет из-за снижения цен на нефть, а соответственно снижения пошлин, разбиваются об аргументы российского Минфина о недополучении десятков миллиардов долларов по той же причине”, – говорилось в обзоре.
Но говорить о том, что механизм финансовой помощи себя исчерпал, еще преждевременно.“Кредит ЕФСР скорее всего будет дан – Беларусь тесно связана с Россией, и все наши проблемы отражаются на их экономике. Я думаю, что наши руководители это понимают,– говорит профессор кафедры внешнеполитической деятельности Академии народного хозяйства и госслужбы Александр Михайленко. – Правильно было бы, чтобы эти деньги пошли на совершенствование экономических механизмов. Долги нужно отдавать, но основной акцент нужно сделать на то, чтобы производства республики давали новые доходы и уже они помогли бы расплачиваться по кредитам”.
Напомним, что белорусская экономика находится в состоянии рецессии: ВВП страны снизился по итогам января–мая 2015 года на 3%, экспорт за четыре месяца упал на 30,5%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами приближается к 1 млрд долл. В стране растут неплатежи, промышленные предприятия переходят на неполную рабочую неделю, а зарплаты сокращаются и выплачиваются с задержкой.