Эксперты указывают на то, что мошенники находят новые способы выманивания денег у белорусов. В этой ситуации банки придумывают все новые способы борьбы с такими схемами обмана, жертвами которых становятся их клиенты. К тому же многие белорусы лично сталкивались с мошенниками и уже знают, как отличить фальшивого работника банка, милиционера и даже своего ребенка от настоящего. Наши читатели поделились историями, как их пытались обмануть и украсть у них деньги. В независимом издании собрали некоторые такие кейсы, а также советы, как не попасться на удочку телефонных мошенников.
Дмитрий (все имена героев изменены) впервые столкнулся с телефонными мошенниками, когда работал в Москве, пишет независимое издание.
— В тот день я собирался на работу позже обычного. Где-то в 10 утра раздался звонок, и человек, представившийся службой безопасности моего банка, сообщил, что есть запрос на перевод всех средств на счет другого лица и открытие крупного кредита на мое имя, — рассказал Дмитрий. — Сказать, что я был взволнован, — ничего не сказать. «Служба безопасности» запросила подтверждения на эти операции, действительно ли я хочу перевести деньги со всех своих счетов и открыть кредит. Разумеется, я ответил, что нет.
В ответ на это мужчине предложили временно перевести деньги на только что созданный «специальный закрытый счет», откуда он якобы мог бы забрать деньги в отделении банка.
— Меня спасло, что я ранее читал новости о телефонных мошенниках (когда это не было мейнстримом). Я попросил их подождать и сказал, что перезвоню напрямую. Очевидные попытки удержать меня в разговоре подтвердили, что я поступаю правильно. Я положил трубку. Руки вспотели, голова гудела, но я набрал номер техподдержки своего банка и уточнил, какие из озвученных проблем с моими счетами сейчас видны и могу ли я приостановить все операции по счетам. Техподдержка все внимательно выслушала, проверила счета — никаких действий не было, запросы на кредит отсутствовали.
Второй раз мужчина быстро понял, что звонят ему мошенники: они представились работниками банка, где у него не было счетов. В этот раз, говорит Дмитрий, он 40 минут притворялся, что верит им, и предоставлял ненастоящие данные, записывая разговор на диктофон.
— Где-то через 40 минут пораженный моей тупостью собеседник начал откровенно ругаться. Тогда я сказал ему, что счетов в этом банке у меня нет, и поблагодарил за полезный час разговора, я многому научился. Запись отправил службе безопасности банка. Так я получил прививку от мошенников, а они — потерю времени на моем номере, а еще финальную просьбу от меня заказать мне пиццу или принести пивка.
Леониду фальшивые банковские работники звонили примерно два года назад. Представлялись службой безопасности «Сбербанка».
— Говорили очень убедительно, грузили информацией, — вспоминает он. — В принципе, я сообщил им все данные карточки кроме трех цифр на обратной стороне (код CVV/CVC, который не стоит называть никому, даже работникам банка. — Прим. ред.). Шантажировали, что если не скажу [этот код], то деньги спишутся. В то время «Сбер» вел активную рекламу, где информировал держателей карточек о случаях мошенничества. Это позволило в разговоре ссылаться на запрет самого банка на передачу информации. Почему-то для меня это было очень важно психологически. Понял, что это мошенники, когда отказался давать данные, они настаивали, а я тем временем заметил, что код страны в номере, с которого звонят, не +375, а похожий. После этого я спросил, из какой страны звонят, и мошенники бросили трубку.
— Звонили примерно год назад. За месяц раза три точно, может больше. А потом как-то резко перестали. Во всех случаях утверждали, что кто-то пытается перевести деньги с моей карты. Звонили на Viber, номер высветился украинский. А абонент назывался «Беларусь банк». Обращались ко мне только по имени. Конечно, отчества и фамилии в Viber мало кто пишет. Все эти моменты сразу дали мне понять, что это липа. А закрепило мою уверенность в том, что это мошенники, то, что у меня в Беларуси нет ни одной карточки. Работаю я в Европе, — пишет Федор и добавляет, как насолил обманщикам. — Их бесит, когда они тратят на вас время, а вы — «пустышка». Они мне так и сказали: «Урод! Я за это время двух лохов обула бы».
Стефания написала нам, что однажды на Viber ей позвонил «майор милиции», представился по ФИО. Он заявил, что женщина проходит свидетельницей по уголовному делу, связанному с кредитами, потому что выступала поручителем в банке.
— Разговор длился минут 10. Были вопросы, где я нахожусь, есть ли у меня кредит в банке. Все было правдоподобно. Я сначала испугалась, потому что живу сейчас в Польше, а старшая дочь в Беларуси учится. Подумала, что с ней что-то случилось, — признается Стефания. — Но когда он стал про кредит рассказывать, поняла, что это мошенник. Я даже пыталась вести диалог, несколько раз уточнила его фамилию и имя.
Женщина не выдержала и засмеялась, когда «майор» стал говорить, что в одной из областей заведено уголовное дело, а потом сказал, что всего областей в Беларуси шесть.
— Это так не по теме прозвучало, что я рассмеялась. В общем, мы побеседовали, он узнал, что я в Польше и денег у меня нет, — и быстро «растворился». Спустя пару месяцев он снова звонил. Наверное, забыл, что я уже с ним общалась. Сразу начался похожий диалог. Но я была не в духе и просто сказала, что, если еще раз позвонит, будет общаться с настоящей милицией.
Со звонком ненастоящего милиционера на Viber столкнулся и Павел.
— Представились, будто из милиции. Но обычно из милиции звонят с засекреченного номера, потому я уже после представления понял, что это мошенники. Я сразу спросил, почему участковый мне звонит по Viber, и попросил перезвонить по обычному телефону. Тогда молодой человек в агрессивной форме начал рассказывать, что я препятствую работе милиции. В итоге я попросил его назвать свои данные и сказал, что в течение 5 минут подъеду в отделение. Вот тогда и начался веселый разговор: как его зовут и в каком он кабинете и так далее. После этого молодой человек начал еще грубее разговаривать со мной. Я назвал его мошенником, он начал обзываться и хамить — и я положил трубку, — пересказывает мужчина.
Павел уточнил, что это не единственный раз, когда его семью беспокоили обманщики. — При мне звонили маме, схема та же, но якобы работник банка. Я хотел с ними пообщаться, но мама быстро сказала, что работники банка не звонят по Viber. Они как-то глупо тут же спросили, «вы нам что, не доверяете», а мама ответила, что, конечно, не доверяет. После этого они быстро положили трубку. Маме они не грубили.
Татьяна живет в Литве. Она рассказывает, что несколько месяцев назад буквально за день до запланированной поездки в Беларусь ей позвонили на Viber. Она даже не обратила внимания, что звонок был не на мобильный, а в мессенджере. Голос в трубке заявил: «Добрый день. Это Иван Иванович, Московское РУВД города Минска».
— Первая моя мысль была о том, что, похоже, отпуск в Беларуси у меня отменяется. Но после его фразы «в отделении „Беларусбанка“ города Бреста Петров П. по вашей доверенности сейчас берет кредит» я выдохнула. Подумала, слава богу, это мошенники! — описывает белоруска свои эмоции. Весь диалог, по ее словам, не занял много времени. — Я ответила, что ну и пусть берет, ему, видимо, нужнее. Мне сказали, что кредит берут по моей доверенности, что я потом буду выплачивать деньги. Я сказала, что бывает. Парень почему-то обиделся и бросил трубку.
Похожий сценарий мошенники пытались разыграть в разговоре с Юлией.
— Так совпало, что именно в тот день я ждала важный звонок на Viber и на автопилоте сняла трубку. С ходу собеседник начал грузить информацией, задавал вопросы, не давал слово вставить. Я даже немного испугалась, но быстро взяла себя в руки и начала внимательно слушать, что он говорит. В его словах была целая куча нестыковок. Типа на меня завели уголовное дело и так далее, но когда я спросила, почему следователь по особо важным делам звонит на Viber, да еще и с российского номера, он сказал, что это самый лучший мессенджер для безопасности. И тут я окончательно успокоилась и взяла инициативу в разговоре в свои руки, проще говоря, начала их троллить. Минут через пять в мой адрес посыпались угрозы, и мошенник бросил трубку, — вспоминает Юлия.
Второй раз ей звонили уже на WhatsApp. Юлия сразу поняла, с кем имеет дело, — и уже через пару минут они вежливо распрощались.
— Но когда позвонили третий раз на WhatsApp и начали рассказывать опять ту же историю про некую Филимонову, то я уже не выдержала и сказала, что звонить с этим фуфлом на один и тот же номер два раза — это перебор, и посоветовала завести базу, кому они уже звонили. Звонивший засмеялся и пожелал мне хорошего дня.
Петра пыталась обмануть «покупательница», которая отозвалась на его объявление о продаже хомяков на «Куфаре».
— В Viber написала девушка. Стала расспрашивать о количестве, расцветке, можно ли купить сразу несколько, еще какие-то мелочи, создавая вид заинтересованности (это я потом понял). Но когда разговор зашел об оплате, она предложила сделать это через какое-то приложение. Тут до меня дошло, с кем имею дело. На этом переписка закончилась, — рассказал он.
Похожая история случилась с Владимиром. Он продавал через эту же интернет-площадку музыкальный инструмент. Говорит, неладное заподозрил сразу же. Дело в том, что цена была немаленькая для рынка, а отозвавшаяся в Viber «покупательница» (на фото с ребенком в руках, с эстонским номером) удивилась, что по такой «приятной цене» товар у него все еще «с руками не оторвали». Уточнив только, есть ли дефекты, женщина сразу же прислала ссылку для «оформления оплаты и доставки». Когда продавец отказался переходить по ссылке и предложил решать все вопросы только на торговой площадке, «покупательница» сначала настаивала на своем методе, пытаясь убедить, что Владимиру так будет выгодно, а потом выругалась матом и исчезла.
У Ольги история была другой, но тоже довольно популярной: в ее случае мошенники пытались выдать себя за ее дочку, которая попала в беду.
— Званiла дзяўчына, якая плакала, на хатнi тэлефон, як быццам мая дачка. Казала, што яна ў бальнiцы, што збiла чалавека i трэба 20 000 даляраў мiлiцыянту, — вспоминает Ольга и объясняет, как действовала, чтобы проверить, правда ли это. — Голас быў непадобны да майго дзiцяцi, яна назвала нумар бальніцы, дзе, як быццам, знаходзiцца, а праца дачкi зусiм у iншым месцы. Сказала, што прыедзе чалавек, яму трэба перадаць грошы. Доўга гаварылi, злачынца прасiла сказаць, колькi маем грошай наяўных. Але потым пайшлi гудкi — адключылася. Я спачатку заперажывала. Адразу з мабiльнiка набрала дзiця, з ёй было ўсё ў парадку. Зразумеўшы, што гэта абман, пазванiла з мабiльнiка ў мiлiцыю.
После того как с похожей историей столкнулись Маргарита и ее мама, у женщин осталось много вопросов о том, как мошенники узнали о них много информации, которой пытались манипулировать.
— Моя мама — суперсовременная женщина. Ей 60 лет, она много лет водит машину, имеет кучу современных гаджетов и владеет ими в совершенстве, читает десятки пабликов. Но… Дело было прошлым летом. У нас обеих заканчивались отпуска, и я к ней заехала по каким-то делам в первой половине дня. Перед тем как поехать от мамы домой, я заехала в соседний с ней гипермаркет, о чем сообщила ей перед уходом. Через минут 15 моего праздного шатания по магазину мне звонит мама и в истерике спрашивает, где я и что со мной случилось, — пересказывает Маргарита.
Оказалось, что на городской телефон маме позвонила плачущая девушка, будто это Маргарита, и в истерике кричала, что ей нужны деньги, потому что она сбила человека и сама находится в больнице.
— Мама сказала, что сейчас позвонит сестре (она доктор), чтобы все узнать, на что ей «я» ответила, мол, не нужно, она не поможет. Тогда мама положила трубку и позвонила мне, — говорит Маргарита. — Так и осталось тайной, почему звонили на городской, откуда знали, что у нее не сын, почему позвонили прямо после моего ухода, откуда знали, что я на машине.
Столкнуться с подобной ситуацией может каждый. Важно не принимать опрометчивых решений, перепроверять всю информацию и ни в коем случае по телефону не передавать звонящим никакую личную и финансовую информацию. Такие рекомендации дают наши читатели, которые уже сталкивались с телефонными мошенниками.
— Маю безадказны рэцэпт, як змагацца з тэлефоннымі махлярамі. Трэба проста адказваць на беларускай мове. Адразу кідаюць трубку, часам і лаюцца, — посоветовал Виталий. Такой же вывод сделал и Леонид: «Для себя я решил в похожих ситуациях пераходзіць на беларускую мову. Іншаземцы не змогуць падтрымліваць размову».
Федор советует обращать внимание на факторы, которые заинтересовали его во время такого звонка. Во-первых, мошенники часто используют не обычный телефон, а мессенджеры, в частности Viber. Представители банков и милиция вряд ли будут использовать его вместо телефонной линии. Во-вторых, обращать внимание на номер и код страны, откуда звонят. Часто мошенники делают это не с белорусских номеров. В-третьих, скорее всего, обманщики не будут знать ваше отчество и фамилию, а будут называть вас так, как вы подписаны в мессенджере. Все это должно вызвать у вас подозрения.
— Маё меркаванне такое: трэба адключацца, не размаўляць з бандытамi i званiць родным, — советует Ольга.
Дмитрий считает, что не стоит вступать с мошенниками в диалог, он предполагает, что с их стороны «возможны гадости».
— Просто кладите трубку и звоните (а лучше сходите) в свой банк, чтобы удостовериться, что все в порядке, и передать номер мошенников в службу безопасности банка, от имени которого они якобы звонили. Также очень рекомендую проводить всевозможные беседы (вплоть до тренингов) с родителями и родственниками пожилого возраста. Как показала жизнь, на разводы мошенников попадаются очень часто, особенно если они сумели взволновать человека и захватить его внимание.
Водитель Lada Granta не уступил дорогу внедорожнику Mitsubishi Outlander в Слуцком районе. В результате сам…
Но черные копатели сделали это раньше.
Яркое окрашивание, которые не оставит вас незамеченной.
Таким "званием" наградили покойного певца.
Глава президетской Администрации Дмитрий Крутой посетил иностранное торгово-производственное унитарное предприятие "Стэнлес" и ЗАО "Холдинговая компания…
У белорусов осталась одна неделя на уплату имущественных налогов — за первую квартиру, землю и…