На эту тему «Ежедневник» побеседовал с кандидатом экономических наук Леонидом Злотниковым.
– Подавляющее большинство экономистов утверждают, что деноминация – правильное решение, которое позволит упростить взаиморасчеты внутри страны. Но все же проблемы в этом процессе могут быть?
– Хотелось бы, чтобы банкоматы не сбоили, чтобы не получалось так, что старые деньги не израсходованы, а новых не получили. Конечно, технические накладки могут быть, но это не наш, не экономический вопрос. Я думаю, они все разрешимы. Максимум последствий – сбой на два-три дня. Но это – неизбежная вещь.
– То есть, в целом, деноминация в Беларуси – это позитивный процесс.
– Он не позитивный. Семь лет эти новые деньги лежали, ждали, пока инфляции не будет. Смысла не было их вводить, пока существовала такая высокая инфляция. Но, сдругой стороны, и необходимость их введения была жестокая. Потому что счет пошел на биллионы и возникали технические трудности. Так как с биллионами белорусской экономики компьютерные программы уже не могли работать. Бухгалтерам приходилось округлять большие суммы. В результате эти сложности и заставили вводить новые деньги.
– А нужны ли были копейки?
– Копейки – это было красиво. Особенно в тот период, когда задумали деноминацию. Представьте, в СССР мороженное стоило 20 копеек, и у нас бы стоило 20 копеек. То есть кому-то, кто управляет страной, было бы приятно, если бы вернулись старые цены, как в СССР, и вернулся дух СССР.
– Но все же по прогнозам как белорусских, так и зарубежных экономистов, в 2016-2017 годах инфляция ожидается в пределах 10-12%, то есть относительно не высокая. Может ли это служить определенной надеждой, что новые деньги быстро не «обнуляться»?
– На самом деле, ситуация неустойчивая и все может быть. Какой-нибудь неправильный «сход» экономической политики, какой-нибудь срыв, люди вновь начнут спасаться, приобретая доллары, валюта вновь начнет расти, потянет инфляцию… Это вполне может быть. Вот представьте, Беларуси не дадут кредитов, ни с Запада, ни с Востока. Доллары начнут исчезать, потому что долги надо отдавать в валюте. Начнется переход к дефолту. Может быстро нарастать неустойчивость банков. Возникнет банковский кризис, рост неплатежей способен привести к банкротству банков. То есть в этой экономике все возможно.
– На ваш взгляд, как долго проживут новые белорусские копейки?
Я думаю, что копейки долго не проживут. Может быть года три-четыре. Инфляция, даже запланированная Нацбанком на ближайшие пару лет, она будет двузначная. То есть больше 10%.
– А чтобы ситуацию изменить, нужны реформы?
– Ну, это уже отдельный вопрос. Тем более, что президент однозначно сказал, что реформ не будет.