4 октября 2024, пятница06:22

Политика

Леонид Заико о визите Си Цзиньпина: Когда Гулливер приезжает в гости – лилипутам надо готовиться

14 апреля 2015, 6:43

В Беларуси полным ходом идет подготовка визита китайского лидера Си Цзиньпина в нашу страну. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко 8 апреля на встрече с министром иностранных дел Китая Ван И.

Белорусский президент не раз ставил в пример Китай, отмечая, как он энергично развивается, и как участвует в совместных с Беларусью проектах.

В то же время, независимые эксперты не питают больших иллюзий на счет того, что Китай так уж сильно заинтересован в сотрудничестве с Беларусью.

Каковы сегодняшние белорусско-китайские двусторонние отношения? С этим вопросом корреспондент UDF.BY обратился к руководителю 

Аналитического центра “Стратегия” Леониду Заико, который одно время работал в Поднебесной. 

– Леонид Федорович, белорусские власти заявляют, что активно готовятся к визиту китайского лидера в Беларусь. Чем их так прельщает Си Цзиньпина?

– Посмотрите, что у вас на шарфике написано, что у вас на кроссовках написано. Там написано “Made in China”. Пора понять, что к нам едет человек, у которого все делают.

Для Беларуси Китай – это такой магазин, большой мешок. Все, что нам надо, начиная от трусиков и заканчивая швабрами или тряпочками для вытирания грязи со стола, – все это в Китае делается.Мы уже Китай используем во всем. Все, что можно у нас в доме, все китайское, за исключением только вас самого.

– Это как раз понятно. Но, кажется, еще никогда официальный Минск не говорил об “активности подготовки визита”. Почему здесь это прозвучало? “Восток – дело тонкое?” – как говорил товарищ Сухов?

– Визит… Приятно же, Китай в 130 раз больше, и к нам его глава приезжает. А мы в 130 раз меньше. Представляете, в 130 раз! Возьмите фигуру Александра Григорьевича, увеличьте в 130 раз и поставьте рядом. Китай – это своеобразный Гулливер на фоне Беларуси. Поэтому когда Гулливер приезжает в гости, конечно, лилипутам надо готовиться.

– А чем китайский капитал отличается от других инвестиций? Лукашенко заявил, что ждет в Беларуси китайские банки…

– Это кто-то ему подсказал. Дело в том, что китайцы – это евреи Востока. Я, когда работал в Китае, у меня возникло подозрение, что что-то не так. Спросил своих китайских коллег-профессоров: “Скажите, пожалуйста, а где у вас живут евреи?” Они рассмеялись: “Знаешь что, китайцы – это и есть евреи Востока. У нас все миллиард триста – это евреи”.

Чем отличаются инвесторы? Они все продумывают. Они очень внимательны, все взвешивают. Они сюда не пойдут, потому что здесь очень плохое 
отношение к бизнесу.

Мне приходилось беседовать с разными послами. Послы китайские у нас были очень хорошие, они прямо говорили: ваше руководство не понимает, какова роль бизнеса, как надо поддерживать частные структуры.

Это же не коммунисты пойдут рядами сюда с инвестициями. А пойдут деловые люди, хотя и те же самые бывшие коммунисты.

– А банки для чего нужны? Без китайских банков в Беларуси нам хана?

– А что еще предложить? Кто будет финансировать все это дело? Я бы предупредил наших ответственных товарищей: пускай съездят в Таджикистан. Пускай президент, премьер-министр и другие поедут в Таджикистан. Так Паниковскийпредлагал Шуре ехать в Киев.Вот пускай они поедут в Таджикистан и увидят, что китайцы в Таджикистане купили часть земель. И когда таджики вдруг решили, что они могут командовать над этими китайскими собственниками, сразу появилась национальная, обратите внимание, освободительная армия Китая. Национальная освободительная армия Китая все расставила на свои места, и таджиков сдуло как волной.

– Вы думаете, что если в Смолевичском районе что-то пойдет не так, то высадится китайский десант?

– Я говорю о том, что перед принятием того или иного решения, надо все основательно продумывать и учитывать те или иные риски. Китайцы считают, что раз они купили землю у таджиков, то это их земля, земля китайских бизнесменов. Они защищают китайскую собственность. Пускай подумают наши, пускай съездят в Таджикистан, а потом приглашают банкиров. Я считаю, это все лишнее.

– Вы говорите, бизнес не пойдет. А как же разрекламированный парк, который должен был порвать конкурентов, как Тузик грелку?

– Он вообще очень сомнителен. Во-первых, у меня такое впечатление, что местные власти (в т.ч. и областные)уже понимают весь ужас этого проекта – 90 квадратных километров, если представить себе полосу вдоль дороги в 1 километр. Значит, 90 километров вдоль трассы получат китайские товарищи.

Но не только чиновники “прозрели”. Люди тоже готовы взяться за вилы, пока только за вилы…Но у меня такое впечатление, что постепенно начинают понимать на местах что к чему.

А эту идею принес Тозик. Где сейчас Тозик? Лукашенко пока по традиции повторяет: парк, парк, парк. А белорусы сами не хотят этого парка. Я еще не видел ни одного белоруса, который бы сказал: “Леонид Федорович, я мечтаю, чтобы тут стоял парк”. Как Маяковский писал: “Здесь будет город-сад”. И парк будет стоять, только нас с вами тут не будет.

Говоря же честно: китайцы сюда не идут, потому что им не очень это надо.

– Но наш главнокомандующий ставит Китай как образец на всех пресс-конференциях. В чем могут быть основные ловушки для Беларуси, если она очень плотно завяжется на Китае?

– Ловушек здесь особенно никаких нет. Мы просто напоминаем бедного родственника, который в 130 раз меньше. Скажем, если Лукашенко в 2 метра 
ростом, умножим на 130, это будет 260 метров. То есть стоит Александр Григорьевич в свой естественный рост, а перед ним стоит 260-метровый товарищ Си Цзиньпин. 260 метров высоты. Ну, какие тут ловушки? Наступи и раздави, да и все.

– Белорусский президент на встрече с главой МИД КНР сетовал, что сальдо двухсторонних отношений у Беларуси отрицательное. Помогут ли деньги, которые Китай может сюда привезти исправить эту ситуацию?

– А зачем? Что тут Китаю развивать? Китай сейчас делает полностью все запчасти к белорусским БелАЗам. Полностью делает. Там нужно только поднять трубку телефона в Пекине и сказать: “Теперь сами собирайте”. И они будут собирать полностью все БелАЗы. Они продают все запчасти дешевле, чемтуда, в российскую сибирскую часть.

Повторю, Китай – это просто большой магазин, где все – тряпочки, щеточки, трусики, маечки, рубашечки, кепочки – все производится в Китае. Зачем им что-то в Беларуси размещать? Не надо. А транспортировка копейки стоит. Вот обычная рубашка, если транспортируется морем в Западную Европу, то цена возрастает на 3 цента на одну рубашку. Что такое 3 цента? Это незаметно.


Malgorzata GOSIEWSKA in the EP in Brussels
Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info
Фото ипользовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Скриншот видео
Знак на беларусско-российской границе в Витебской области Беларуси. Фото: правозащитный центр «Весна»
Скриншот видео t.me/israelpolice1