Минувшим летом Высший церковный совет РПЦ принял так называемые «Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности», авторы которых сетуют на то, что «неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».
Этим же летом патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во всей красе засветился на своей на свой черноморской «даче», история с постройкой даже не столько служит пособием по неумеренности, алчности, стяжательству и бескультурью, сколько заслуживает пары десятков томов уголовного дела.
Говорят, что принятию церковных «методических рекомендаций » предшествовали горячие внутрицерковные дебаты: спорили, нужно ли православным вообще влезать в эту сферу, к которой уже давно прилепили ярлык некоего такого, что мешает вставанию страны с колен, развитию ее могучей суверенной углеводородной экономики, проведению всякого рода Олимпиад и „мундиалей“ (разумеется, не без подачи проклятого Запада).
В результате написали документ, в котором ограничились необходимостью совершать в первое воскресенье сентября ежегодный молебен „о божьем творении“ (этот пункт в методичке назван „одним из наиболее значимых решений в сфере общецерковной экологической деятельности „), а также различным словоблудием на тему того, как вышестоящие церковные начальники должны вести разъяснительную работу с нижестоящими, а также участвовать в субботниках по уборке мусора.
Экологический интернет-журнал „Беллона.РУ“, однако, предложил церкви начать экологическую работу не с молебна и подметания улиц, а с раскрытия информации о так называемой „даче патриарха“. Для пущей убедительности издание направило запрос председателю синодального информационного отдела Московской патриархии РПЦ Владимиру Легойде.
„Дача патриарха“ — хрестоматийный образец того, как государство взяло и просто испарилось на отдельно взятом кусочке России (вся „дачная история“ собрана здесь, а краткая хронология есть здесь): испарились прокуроры, испарилась полиция, устранился от исполнения своих обязанностей Росприроднадзор, исчезли все местные власти. Вслед за ними исчезли и сотни краснокнижных пицундских сосен, на месте которых выросло тошнотворного вида монолитно-бетонное сооружение, этакая вариация московского терема эпохи Ивана Грозного.
История этого архитектурного великолепия началась в 2004 году с вот этого письма губернатору Ткачеву:
Как видите, будучи патриархом (на тот момент еще Алексием II), можно совершенно спокойно раздавать поручения любому губернатору: вы там, мол, побыстрее шевелитесь с оформлением земельного участка и началом стройки на общедоступном берегу с реликтовыми соснами. А мы тут, тем временем, начнем выдумывать церковную „экологическую доктрину“.
Строительство „дачи“ сопровождалось запредельным враньем как со стороны самой РПЦ, так со стороны госорганов. Говорилось то про „гостиницу для паломников“, то про „духовно-культурный центр“, то вообще про какой-то сугубо курортный объект, чуть ли не публичный дом. Но надо отдать должное покойному Алексию — на своей скандальной „даче“ он особо не светился.
В отличие, однако, от своего преемника. Господин Гундяев не только не стесняется красиво отдыхать в Дивноморском, но и, как рассказывают местные жители, не стесняется даже задействовать береговую охрану ФСБ для охраны во время купаний и морских прогулок.
На днях мне прислали любопытный фоторепортаж о том, как человек, похожий на патриарха Кирилла, лихо рулит яхтой Azimut (так называется итальянская верфь, занимающая одно из ведущих мест в мире в области постройки эксклюзивных моторных яхт) в море между селами Джанхот и Дивноморское, в местечке, называемом Голубой Бездной. Фото сделал примерно месяц назад один из отдыхающих. По счастливой случайности пограничники в тот день почему-то не оберегали патриарший покой и не разгоняли экскурсионные катера.
Приглядимся чуть пристальнее:
На другом снимке видно, как некоего седовласого старца-миллионера (вероятно, лишь по какому-то недоразумению напоминающего господина Гундяева) подцепляют к тросу, собираясь, очевидно, окунуть в воду.
Интересно, а кто эти люди, в изобилии представленные на яхте Azimut, кроме человека, похожего на патриарха? При внимательном рассмотрении верхнего фото начинает казаться, что профиль мужчины в белом, сидящем подле рулящего „патриарха“, напоминает Владимира Легойду — того самого Легойду, что до сих пор не ответил на запрос „Беллоны.РУ“ (хотя, конечно, может быть это и не он, а какой-нибудь другой церковный деятель — при сильном увеличении изображения разобрать сложно).
Если кому интересно прикупить яхту Azimut для таких вот морских прогулок, можно узнать цены на этом сайте. Ценник на яхту типа той, с которой окунали в воду седовласого старца (серия Magellano 43), начинается от 440 тыс. евро — и это только лишь цена в Европе. В России же Magellano 43 стоят от 680 тыс. евро и выше. Такая вот „экологическая политика“ с „методическими рекомендациями“.
В общем, я так полагаю, что ждать ответа из РПЦ по поводу черноморской „дачи“ придется еще очень долго. А уголовных дел по поводу захвата территории гослесфонда, перегораживания берега глухим забором, порубок пицундских сосен, по поводу неисполнения лесниками и природоохранными инспекторами своих прямых обязанностей и так далее и тому подобного придется еще дольше.
Разумеется, „методические рекомендации“ РПЦ не могли не упредить подобных претензий. Для всех желающих позадавать „не те“ экологические вопросы патриарху есть вот эта финальная часть церковного документа:
„Для отдельных представителей политической элиты или лиц, стремящихся войти в эту социальную категорию, экологические акции могут быть лишь инструментом общественного позиционирования и манипулирования рейтингами популярности у населения. В упомянутом документе Церковь призывает относиться с осторожностью к подобным инициативам: „Вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп“.
Спросил про дачу — и сразу обвинили в создании „инструментов общественного позиционирования“. Спросил про яхту — и автоматически стал „отдельным представителем политической элиты“ или „стремящимся войти в эту социальную категорию“. А уж если поинтересовался, почему главу религиозной общественной организации охраняет береговая охрана, то не иначе как ради „удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп“.
Очень удобно. Очень такие по-домашнему комфортные „методические рекомендации“: пока паства машет метлой и собирает мусор, мы тут посидим тихонько за забором с яхтами.
Отмечается, что оливки, в целом, не токсичны для кошек.
Рекомендации от них скорее навредят, чем помогут.
О задержании в Украине жителя города Славутич (Киевская область), помогавшего военнообязанным гражданам покидать страну через…
Начиная с мая 2014 года на Земле произошло резкое падение запасов пресной воды.
Пинск, Пинковичи и Купятичи в 2025 году свяжет асфальтированная дорога
ДТП произошло в столице Полесья в 7 утра 25 ноября.