За тысячелетнюю историю своего существования столица Полесья много чего пережила, перетерпела и повидала. Например, «сильных мира сего», которые оставили свой след в истории древнего Пинска.
Имена многих известных людей связаны с городом над Пиной. Кто-то здесь родился, жил либо творил, но интерес вызывают личности правителей. Когда, а главное почему, они посещали Пинск. По собранным легендам, воспоминаниям и конкретным фактам Медиа-Полесье насчитало с десяток первых лиц государств.
Согласно уставной грамоте Туровской епархии за 1006 год, по указанию князя Владимира в ряде современных белорусских городов, в том числе и в Пинске, полагалось создать епархиальное представительство, а также налаживать христианскую жизнь. Этот факт дал основание некоторым исследователям подтверждать сказание, что Владимир был на берегах Пины, где заложил Лещинский Свято-Успенский монастырь. Больше подобно на легенду, но вероятность исключать не стоит.
В 1263 году основателя и первого государя Великого княжества Литовского
Миндовга и двух его малолетних сыновей убивают в результате заговора. Власть захватил князь-язычник Тренята. Старший сын предательски убитого Миндовга – Войшелк нашёл укрытие в Пинске. Тут его приняли в уже упомянутом Лещинском Свято-Успенском монастыре. Иноки, дав приют Войшлеку, спасли ему жизнь. Убийцы отца искали возможного наследника и намеривались учинить очередную кровавую расправу. Помимо этого, князь собирал дружину из жителей Пинска для похода на Треняту. В итоге Войшелк отомстил за отца и ввернул власть в законные руки.
Говоря о монастыре, многие историки называют его самым древним в Великом княжестве Литовском, т.е. на землях Беларуси. Возвышающийся над Пиной монастырь был не только центром религиозной жизни. Как тому и подобает, тут велась культурно-просветительская работа. Святыню не обминали и общественно-политические потрясения. В зависимости от религиозных настроений власть имущих, монастырь неоднократно передавали разным конфессиям. Кому бы ни принадлежала святыня: православным, католикам, униатам – она оставалась величественным символом христианства на Полесье. К сожалению, святыня уничтожена пожаром в лето 1905 года, но теперь благодарные пинчуки возводят на этом знаковом месте храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Жена польского короля и великого князя ВКЛ Сигизмунда I Старого, уроженка Италии Бона Сфорца в 1521-1556 годах владела Пинским княжеством. На Пинском Полесье она успешно осуществила административно-экономическую реформу, провела разграничение на волоки всех земель, совершила хозяйственные преобразования. Всеми своими делами королева облегчила жизнь населения княжества, за что её долгое время уважали местные полешуки. Называли в её честь деревья и колодцы, до наших дней такой сохранился в деревне Вылазы Пинского района.
В экспозиции музея Белорусского Полесья можно увидеть «Писцовую книгу Пинского княжества», которая рассказывает о достижениях и умелом правлении итальянки в Пинске.
Данный монарх оставил после себя дурную славу в Пинске, и в этом нет ничего удивительного – захватчик. В ходе Северной войны (1700-1721), которая велась между Швецией и Северной Европой из-за контроля над Балтийским морем, шведская армия разграбила Пинск.
Суть такова, в мае 1705 года полесскую столицу занял Карл XII, надеялся перебросить армию через легендарные пинские болота. Однако вышел конфуз. Взобравшись на самую высокую точку города – колокольню иезуитского монастырского комплекса, шведский король оглядел бескрайнее «полесское море». Осознав, что задача невыполнима, захватчики покинули город над Пиной.
В сентябре 1784 года Пинск с официальным визитом посетил последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Король со свитой разместился в коллегиуме. Здесь ему организовали торжественный приём, ужин с театрализованным представлением и развлекательной программой. Присутствовал на закладке дворца Бутримовича в Пинске, открытия дороги на Лопатино и принимал участие в параде в Заполье, где до сих пор сохранились дубы того времени.
Вероятней всего, монарх приехал по убедительной просьбе пинского подстаросты Матеуша Бутримовича и уроженца Пинщины, епископа Адама Нарушевича. Бутримович проявил себя самоотверженным патриотом «страны болот». Он всеми силами стремился к преобразованию Полесья в развитый экономико-культурный центр Речи Посполитой. С его именем связано строительство тракта от Пинска на Слоним и Волынь, а также строительство Мухавецкого и Огинского (Телеханского) водных каналов.
Бутримович в начале 1784 года удивил жителей Варшавы, когда из Пинска на небольших кораблях привез полесские гостинцы, изделия, еду и одежду. Вот тогда он и пригласил изумлённого увиденным Станислава Августа Понятовского.
Выдающийся государственный и политический деятель Беларуси первой половины ХХ века – Роман Скирмунт – уроженец Пинщины из села Поречье. Уже этим фактом он связан с Пинским Полесьем, но не только. В Пинске, как крупный землевладелец, Роман Скирмунт бывал на заседаниях местных органов самоуправления, оказывал финансовую помощь при строительстве культурно-образовательных объектов. Организовал автобусный маршрут Поречье-Пинск. Избирался от края в первую Государственную Думу Российской империи и польский Сейм.
Наш земляк является не просто одним из славных деятелей минувших лет, но и частью фундамента независимой Беларуси. Финансировал деятельность первых белорусских издательств, общественных организаций. Возглавил первый белорусский политический представительный орган – Белорусский национальный комитет. Именно от имени председателя БНК впервые было официально высказано, что белорусы имеют национально-политические интересы и требуют автономии от Российской империи.
«Маршал» – так называют руководителя возрождённой в 1918 году Польши. Юзеф Пилсудский многим обязан полесской семье из Колбов – Олевинским. Пилсудский в начале ХХ века скрывался на Пинском Полесье от царской жандармерии за освободительной-революционную деятельность. Приют будущий польский правитель нашёл в Колбах, деревне современного Пинского района.
Кстати, сын Олевинских, Пётр, станет президентом Пинска в 1931-1934 годах. Должность мэра в межвоенной Польше называлась «президент», а, как известно, город над Пиной с 1921 по 1939 год входил в состав польского государства.
Также на пинском кладбище погребена Анастасия Иноземцева – «сибирская мать Пилсудского». Дело в том, что до переезда в столицу Полесья Анастасия Николаевна проживала в далёком сибирском городе Тобольске, куда в 1888 году сослали Юзефа. Она приняла юношу, дала ему кров и, возможно, спасла от холодной, голодной смерти.
Как уже говорилось, с 1921 по 1939 год Пинск входил в состав межвоенной Польши. В июле 1928 года город над Пиной посетил президент Игнаций Мосцицкий. Его встречали на железнодорожном вокзале. Он прошёл через почётный караул 84-го пехотного полка и направился к епископу полесскому Александру (сын Анастасии Иноземцевой. – Авт.), а от него на базу Пинской военной речной флатилии.
Уроженец Мотоля, теперь Ивановский район, Хаим Вейцман окончил Пинское реальное училище, где проявил себя старательным учеником, особенно в области предметов естественно-научного цикла. Именно в Пинске он решил стать химиком и продолжил обучение в Германии.
Помимо этого, в городе над Пиной присоединился к деятельности сионистской организации. Они (сионисты) выступали за объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине, т.е. в Израиле, что, в конце концов, и произошло.
Первая женщина – премьер-министр Израиля Голда Меир родилась в Киеве, но в Пинске, на родине своей матери, у дедушки и бабушки Голда провела сем лет своего детства. В изданных воспоминаниях она поделилась, что хорошо запомнила Пинск и хотела сюда попасть трижды: в 1939, 1948 и 1949-х годах, но судьба распорядилась иначе. Из книги Голды Меир «Моя жизнь»:
«Пинск, который я помню, был полон евреев. Это был один из самых прославленных центров русско-еврейской жизни, и в какое-то время евреи даже составляли там большинство. Он стоял на двух больших реках – Пина и Припять (притоки Днепра) – и эти-то реки и давали большинству пинских евреев средства к существованию. Они ловили рыбу, загружали грузовые суда, работали носильщиками, а зимой кололи лёд на огромные ледяные торосы и таскали этот лёд в погреба богачей, приберегавших его на лето. Было время, когда мой дед, который по сравнению с моими родителями был зажиточным человеком, имел такой погреб; в жару соседи ставили туда свои субботние и праздничные блюда, и оттуда же брали лед для больных. Богатые евреи вели торговлю лесом и солью; в Пинске было даже несколько фабрик – гвоздильная, фанерная и спичечная, – которыми владели евреи, дававшие, разумеется, работу десяткам еврейских рабочих…».
В 1982 году, когда Михаил Сергеевич был ещё в нескольких шагах от полной власти и курировал в ЦК КПСС вопросы сельского хозяйства, он посетил Пинщину. Визит состоялся в деревню Парохонск, где находился один из передовых колхозов страны. В поездке Горбачёва сопровождал первый секретарь ЦК Компартии Беларуси Тихон Киселёв. Помимо осмотра сельхозугодий, Михаил Сергеевич пообщался с местными жителями.
Действующий руководитель Беларуси с официальным визитом посещал Пинск трижды: в середине 1990-х годов, в 2006 и 2016 годах. Десять лет назад поводом послужило открытие Полесского государственного университета, а в нынешнем году знакомство с производством ЗАО «Амкодор-Пинск».
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…