Эпоха перемен
В начале двадцатого века страна бурлила политическими и экономическими идеями самой разной направленности. Этот мощный поток увлек и Кондратьева. Еще в юном возрасте он вступил в партию эсеров и даже успел провести несколько месяцев в тюрьме по обвинению в революционной деятельности.
В 1911 году он поступил на экономическое отделение Петербургского университета. Через четыре года Кондратьев готовился к получению профессорского звания. Но тут наступил 1917-й. Февральская революция вытолкнула к политическим вершинам Временное правительство, которому требовались квалифицированные кадры. Николай Кондратьев курировал сельское хозяйство в кабинете Керенского, затем стал замминистра продовольствия. Через несколько месяцев эстафетную палочку власти перехватили большевики. Кондратьев скептически относился к представителям нового государства, однако вскоре понял, что стране нужны хорошие экономисты. Он покинул лагерь эсеров, отошел от политики и посвятил себя науке.
Романовки, думки и керенки
Как большевики попытались оставить Россию без денег
Пик деятельности ученого пришелся на двадцатые годы. Экономика России была разрушена до основания, гиперинфляция превращала деньги в мелко нарезанную бумагу, страну раздирала Гражданская война. Чтобы хоть как-то улучшить катастрофическое положение, большевики решили воспользоваться инструментами своего классового врага — капиталиста — и внедрили несколько рыночных механизмов. Наступила эра Новой экономической политики (НЭП).
K-waves
Ко вчерашним классовым врагам стали относиться мягче. Таланты и знания Кондратьева позволили ему занять пост начальника управления сельхозэкономии и политики в Наркомате земледелия. Кроме того, он возглавил Конъюнктурный институт при Наркомате финансов, занимавшийся, как бы сейчас сказали, мониторингом экономической ситуации как в СССР, так и в остальном мире. Кондратьев принял участие в разработке теоретических основ НЭПа. В частности, он создал систему налогообложения крестьянства, заменившую продразверстку (продовольственный налог — фактически изъятие всех сельскохозяйственных продуктов в пользу государства). Также экономист предложил пятилетний план развития сельского хозяйства с применением рыночных и плановых механизмов. Ученый считал, что сильное село способно поднять всю экономику.
Тем не менее, Николай Кондратьев вошел в историю не благодаря своей реформаторской деятельности. В 1925 году из под его пера вышла работа «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения». Этот труд быстро обрел популярность, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Экономист был уверен, что рыночное хозяйство зависит от больших волн конъюнктуры — циклов длиной 50-60 лет. Он собрал статистические данные с 1780 года — объемы промпроизводства, динамку потребительских цен, средние зарплаты, показатели внешнеторговой активности, динамику добычи металлов. Была проанализирована информация из США, Великобритании, Германии, России, а также ряда других стран.
Предыдущие полтора века Кондратьев разбил на два больших периода — с 1780-х по 1840-е и с 1850-х по 1890-е. Это так называемые циклы Кондратьева, именуемые в западной экономической науке K-waves (Kondratiev waves). В рамках одной большой волны экономика успевает пережить подъем, расцвет и упадок. Затем все повторяется. Третья волна поднимается в конце 19-го века и достигает дна в 1950-м. Спад приходится на 30-е. Считается, что экономист предсказал Великую депрессию в США.
Каждая волна запускается инновациями. Так, первая своим рождением обязана массовому использованию на фабриках каменного угля, вторая — внедрению парового двигателя и строительству железных дорог, третья — развитию тяжелого машиностроения и электроэнергетики. В начале цикла на рынок выбрасываются невиданные ранее товары. Спрос на них огромный. Продукции выпускается все больше, новые технологии удешевляют производство, цены падают, спрос разгоняется еще сильнее, предприятия богатеют. На стадии подъема чаще всего, по мнению Кондратьева, случаются войны и социальные потрясения. Ведь инновации применяются и для создания новых видов оружия. Затем ситуация стабилизируется, и государства расцветают. Заводы и фабрики выпускают все больше товаров. То, что раньше выглядело диковинкой, теперь можно купить на каждом углу. Возникают проблемы со спросом, перепроизводство. Постепенно экономика сползает вниз, ухудшается качество жизни большей части населения. Однако социальная стабильность сохраняется. Все живут плохо, но спокойно. До тех пор, пока не случается очередной технологический прорыв.
Советский экономист оставил прогноз на несколько десятилетий вперед. По его мнению, четвертый цикл придется на период 40-80-х годов (массовый выпуск автомобилей и развитие нефтепереработки), пятый — с 1980-х по 2018 год (подъем электроники, робототехники, телекоммуникаций). Согласно прогнозу Кондратьева, экономический расцвет должен был наступить в середине 90-х, а новая депрессия — начаться примерно в 2008 году. Хуже всего будет в 2018-м. Затем ожидается очередная научно-техническая революция.
Конец оттепели
В 1928 году руководство СССР взяло курс на интенсивное экономическое развитие. НЭП исполнил свою роль: экономика восстановлена, рубль снова что-то стоил, сельское хозяйство и промышленность вернулись к показателям 1913-го года. Государство переходило на плановую экономику, в которой не было места даже небольшим рыночным вкраплениям. НЭП свернули, а вместе с ним исчезла терпимость властей к экономистам, не придерживавшимся марксистской модели развития.
В 1930-м Кондратьева арестовали по делу «Трудовой крестьянской партии». Тогда же под удар попали экономисты Лев Литошенко и Александр Чаянов, позднее — генетик Николай Вавилов. Их обвиняли в антисоветской деятельности, шпионаже и подготовке государственного переворота. В 1931 году ОГПУ приговорило Кондратьева к 8 годам тюрьмы. Сперва он сидел в Бутырке, затем в Суздальском политизоляторе. Даже за решеткой экономист продолжал работать. В 1938 году, когда срок заключения истекал, военная коллегия Верхового суда СССР приговорила его к расстрелу. Большевики так и не простили ему идеологического отступничества. Кондратьев был казнен в день вынесения приговора. В 1987 году экономиста реабилитировали, а дело признали сфабрикованным.
Наследие Кондратьева — значительный вклад в экономическую науку. В частности, его теория оказала влияние на австрийского экономиста Йозефа Шумпетера, изучавшего воздействие инноваций на экономические процессы. По решению ЮНЕСКО 1992 год был объявлен годом памяти Николая Кондратьева.
Марат Селезнев