Наказание за нарушение санитарно-эпидемиологического режима в Беларуси предусмотрено статьей 17.5 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф до 870 рублей, на индивидуального предпринимателя — до 5.800 рублей, а на юридическое лицо — до 14.500 рублей. Пока в Беларуси люди штрафы за игнорирование требования носить маску не получают. Ответственность возлагают на субъекты хозяйствования.
Магазин. «Так в ней дышать плохо»
В большом сетевом магазине все покупатели в масках. Некоторые спустили их ниже подбородка. Но корректируя траекторию движения ближе к кассе, натягивают на рот и нос. Продавцы вежливо просят надеть маску, когда замечают обратное.
У одного из покупателей, который прикрыл маской только рот, спрашиваю, почему так.
– Так в ней дышать плохо.
– Вы же себя так не защитите.
– Как будто маска от чего-то способна защитить. Не смешите. Кусок марли.
Корреспондента без маски окликнул охранник на входе, не обслужили на кассе. Требования соблюдаются.
«Да я тебя засужу»
Ситуация в небольшом магазине у дома.
Женщина лет сорока стоит в очереди без маски. На ленте по ощущениям набор выходного дня – пара бутылок некрепкого алкоголя, чипсы и колбаса.
– Маска есть? – громко и уверенно спрашивает тучная продавец.
– Нету у меня маски, – отвечает женщина и хочет продолжать фразу, но её перебивают.
– Покупайте.
– Какое ты право имеешь меня заставлять носить маску?
Продавец без намека на растерянность убирает товары с ленты и смотрит в сторону следующего покупателя.
– Да я тебя засужу! – угрожает женщина.
Ноль внимания со стороны продавца.
– Иди ты ***! – продолжает несостоявшаяся покупательница.
– Таня, вызывай ОМОН, – громко, но спокойно сказала продавец коллеге.
Покупательница тихо выругалась и покинула зал.
Продавец отметила, что такие «экземпляры» попадаются каждый день по несколько раз. Раньше тратила на них нервы, объясняла, а сейчас разговор короткий. Им по барабану, что будет штраф. Потому что деньги не из их кошелька. А было бы хорошо, если наоборот. Кто не носит, тот и платит.
В маленьком магазине по залу без маски корреспондент МП перемещался спокойно. На кассе предложили купить маску или не задерживать очередь.
На рынке. «Мы же на улице»
На рынке бабушки стоят у входа. Как раз рядом с табличкой о том, что торговля в неустановленном месте запрещена. Но все в масках. Единицы органы дыхания не прикрыли.
– Мы же на улице. Да и покупателей особо нет, – отмечает продавец.
Неделю назад, по субъективному мнению, продавцы на рынке маски не носили. А сейчас – у каждого. Если не на лице, то под рукой.
С покупателями ситуация иная. В масках преимущественно люди старшего поколения. Молодые прохаживаются между рядов без СИЗов.
– Шапку примеряю. Как тут в маске? Неудобно, да и лицо все прикрыто, невозможно цвет подобрать, – оправдывается девушка без маски.
Девушка делает выбор и расплачивается с продавцом. Просьба надеть СИЗ не прозвучала.
Примерять куртки, покупать помидоры и виноград, обсуждать разницу между китайскими и турецкими джинсами – всё делалось корреспондентом без маски. И никаких замечаний.
Автобус. «Совесть – лучший контролёр»
Табличка с таким слоганом висит в салоне автобуса. Кажется, с масками такая же история. Закрытое пространство, много людей. Большинство в масках. Но есть пассажиры, которые об общественной безопасности не беспокоятся.
На маршруте кондуктор продала билет пассажиру без маски.
Попросила надеть. Парень ответил, что у него нет. Чуть дальше сидит девушка тоже без маски.
Ситуация в каждом конкретном автобусе разная. Есть кондукторы, которые прохаживаются по салону и просят носить маски, угрожают не продать билет. Берут слово, что в следующий раз не прдадут. Ни одного пассажира без маски при корреспонденте МП из автобуса не высадили. В том числе и его самого.