На фоне конфликта на Украине и прозвучавших в середине июня заявлений Киева о разрыве военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией предприятия белорусской оборонки могут заработать сотни миллионов долларов, полагают эксперты. Хотя у этого бизнес-проекта есть много подводных камней.
Оборонная переориентация
То, что Беларусь может сыграть определенную роль в замещении российско-украинского оборонного взаимодействия, стало понятно нынешней весной. Косвенным свидетельством тому был визит в Минск 1 апреля вице-премьера, председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрия Рогозина. В белорусской столице он провел переговоры о военно-промышленной кооперации России и Беларуси с учетом последствий украинского кризиса. А уже на следующий день белорусский президент Александр Лукашенко заявил о необходимости расширить сотрудничество с Украиной в оборонной сфере.
"Украинскую экономику развалили. А там оборонка приличная. Давайте попробуем с украинцами договориться и поработать вместе, чтобы не пропали их мозговые центры, интеллектуальные, инженерные, конструкторские и, собственно, производство", – сказал Лукашенко во время посещения 558-го авиаремонтного завода в Барановичах.
Тем временем российско-украинское военное сотрудничество неуклонно шло под откос. Так, 14 мая президент России Владимир Путин потребовал сделать оборонную промышленность страны независимой от импорта. Спустя месяц, 16 июня, президент Украины Петр Порошенко запретил предприятиям военно-промышленного комплекса страны сотрудничать с Россией.
Выгода – между двух огней
Тупик в сотрудничестве соседей для ВПК Беларуси не оказался неожиданностью. На взгляд военного обозревателя Александра Алесина, сейчас белорусская сторона может взять на себя посреднические функции при поставках продукции конфликтующих стран. Это может быть реализовано при помощи создания в Беларуси совместных белорусско-украинских предприятий.
Например, украинской компании "Мотор Сич", обеспечивающей 80 процентов потребностей российской армии в вертолетных двигателях, принадлежит пакет акций Оршанского авиаремонтного завода. Произведенные там вертолеты с украинскими моторами, будут считаться белорусскими и не подпадать под запреты.
То есть Беларусь, по сути, может стать транзитной территорией, где будет меняться страна происхождения товара. Кроме того, по мнению Александра Алесина, на белорусских предприятиях может быть налажен выпуск средств радиоэлектронной разведки, радиолокации, систем управления огнем, оборудования для спутников и другой продукции, производимой на Украине. При вариантах создания совместных предприятий в Беларуси может быть даже налажен выпуск двигателей для самолетов. "Все это способно принести белорусской стороне сотни миллионов долларов", – убежден Александр Алесин. Однако конкретизировать сумму возможной прибыли сейчас невозможно, так как нет информации о реальных контрактах.
Вместе с тем военный обозреватель считает, что "сейчас в Беларуси для оборонной промышленности наступает "золотое время". Но для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из ситуации, страна должна предоставить украинским компаниям режим наибольшего благоприятствования.
Дадут ли заработать?
В то же время Александр Алесин напоминает, что ВПК трех некогда братских республик – России, Украины и Беларуси – строились по принципу разделения труда. А потому полностью заместить украинскую оборонку белорусским предприятиям не удастся.
Между тем независимый экономист Леонид Злотников обращает внимание на то, что экономической логики в создании Украиной предприятий-посредников в Беларуси нет. "Выгоднее было бы просто двум странам не прекращать сотрудничество", – считает экономист. При этом он не исключает, что частные украинские компании будут пытаться использовать возможности Беларуси для выхода на другие рынки.
Однако, как отметил в беседе с корреспондентом DW бывший министр обороны Беларуси генерал-полковник в отставке Павел Козловский, маловероятно, что объемы белорусского замещения украинской оборонки станут значительными. Павел Козловский обратил внимание, что в разговорах российских чиновников об импортозамещении военной продукции из Украины, о российских союзниках – Беларуси и Казахстане – не было сказано ни слова. "То есть создания серьезных предприятий ВПК в Беларуси Россия не планирует", – убежден экс-министр.
Подводные камни в перспективном белорусском замещении украинского ВПК для России видит и Александр Алесин. Он отмечает, что Россия будет пытаться максимально наладить выпуск продукции военного назначения у себя. Для этого идет переманивание высококлассных специалистов из Украины и Беларуси. Ведь, по словам военного обозревателя, в военно-технической сфере Россия не очень-то доверяет и белорусским союзникам – кто знает, как будет вести себя Беларусь в дальнейшем, несмотря на все заверения в дружбе. Однако для создания новых предприятий ВПК России на своей территории требуется время. И пока они не созданы, белорусская оборонка может попытаться заработать в профильных для себя сферах.