На днях самолетный парк 61-й истребительной авиабазы, расположенной в Барановичах, пополнили 10 отремонтированных истребителей МиГ-29. Из прибывших самолетов 8 являются боевыми и 2 – учебно-боевыми. В ремонте они находились почти год. Будучи выпущенными в конце 80-х годов, машины за срок службы прилично износились.
Как рассказал главный инженер и исполняющий обязанности директора 558-го авиаремонтного завода Андрей Тучин, все эти самолеты прошли второй ремонт, а один – даже третий. По его словам, «еще ни в одной стране мира, ни на одном заводе самолеты не проходили второй ремонт». Даже в России нет документации на второй ремонт. Белорусские же авиаремонтники ее разработали, о чем и проинформировали Российскую самолетостроительную корпорацию (в ее состав сегодня входит фирма-разработчик МиГ-29). В соответствии с этой техдокументацией наши самолеты прошли полный капитальный ремонт с заменой всех комплектующих и получили гарантию на два года.
Из публикаций в ряде СМИ следует, что во время капремонта на белорусские истребители установили систему видеорегистрации параметров полета. Обновленные МиГ-29 получили способность применять ракеты средней дальности класса «воздух – воздух» РВВ-АЕ или Р-27ЭР и Р-27ЭТ, а также корректируемые авиабомбы. Кроме того, истребители могут оснащаться отечественной системой защиты от атакующих ракет «Сателлит».
Время расточать и время собирать
Тем самым было выполнено поручение президента Александра Лукашенко. Напомним: посещая 2 апреля 2014 года 558-й авиаремонтный завод, он заявил: «Сначала – десять самолетов, потом, видимо, еще десять… Но ВВС мы должны держать в исправном состоянии, чтобы не повторился печальный опыт наших братьев-украинцев. Когда надо было воевать, оказалось, что нет армии». Можно предположить, что именно события в Украине заставили высшее руководство, несмотря на экономические трудности, пойти на столь масштабное (по нашим меркам) обновление парка боевых самолетов.
После своего образования в 1992 году ВВС Беларуси получили в наследство от советской армии практически всю авиационную технику, базировавшуюся в тот момент на белорусской территории. В это число вошло и более 80 истребителей МиГ-29 версий 9-12 и 9-13. Но в 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая 2 двухместных МиГ-29УБ) были проданы в Перу. Еще 31 такой самолет в течение 1999-2002 годов приобрел Алжир. В итоге к началу нового тысячелетия в составе ВВС Республики Беларусь, по данным зарубежных источников, осталось 42 истребителя МиГ-29.
Но даже это количество трудно было «поставить на крыло»: по мнению независимых экспертов, физический и моральный износ материальной части белорусской военной авиации принял угрожающие размеры. Возраст основных типов боевых машин составлял 30 лет и больше. Некоторые из них, в частности фронтовые бомбардировщики Су-24, были выведены из эксплуатации, а полеты истребителей Су-27 приостановлены на неопределенное время. Настал момент, когда риск утраты боеспособности военной авиации осознало и высшее военно-политическое руководство страны.
Возможно, именно по этой причине Беларусь недавно отказала ОАЭ в приобретении истребителей МиГ-29 и Су-27. Согласно информации французского бюллетеня Intelligence online, Абу-Даби рассчитывал создать собственную эскадрилью так называемых «агрессоров», которая должна была помочь обучению эмиратских летчиков воздушным боям в обстановке, приближенной к реальной.
По версии издания, на отрицательное решение белорусских властей повлияла Россия, так как продажа истребителей МиГ-29 и Су-27 помогла бы эмиратским военным лучше ознакомиться с бортовыми системами, которые установлены и на российских самолетах. Тем более что некоторые аналоги таких систем установлены на иранских самолетах советского производства. Мы же рискнем предположить, что в условиях обострения военно-политической ситуации в регионе старые советские самолеты решило использовать руководство самой РБ.
А так хорошо все было придумано
Отметим, что попытка если не расширить, то по крайней мере сохранить боевые возможности военной авиации страны уже была предпринята более десяти лет назад. Тогда планировалось подвергнуть глубокой модернизации часть наиболее «свежих» самолетов. Как заявили тогда агентству «Интерфакс» в информационном центре ВВС и войск ПВО Беларуси, «из-за финансовой невозможности приобретения и эксплуатации разных типов боевых самолетов белорусская авиация делает упор на создание авиационного парка многоцелевого характера».
За основу отечественной программы модернизации были взяты разработки российского ОКБ «Русская авионика», выполненные во второй половине 90-х годов при создании экспериментальных МиГ-29СМТ. Их основные направления связаны с совершенствованием существующего и установкой нового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), значительным расширением номенклатуры вооружения и внедрением системы дозаправки топливом в полете.
В состав бортового вооружения класса «воздух – воздух» МиГ-29БМ (белорусский модернизированный) предполагалось включить ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (БРЭО базового МиГ-29 обеспечивало применение только менее совершенных ракет Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М).
Помимо этого, в номенклатуру вооружения дополнительно должны были войти высокоточные средства поражения целей класса «воздух – поверхность», в том числе ракеты Х-29Т (ТД), Х-29Л, Х-25МЛ, Х-31П и Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Всего на МиГ-29БМ может быть размещено 2 ракеты «воздух – поверхность» и 2-4 корректируемые бомбы. До адаптации к самолету специального оптико-электронного прицельного контейнера применение с МиГ-29БМ управляемого оружия с лазерными полуактивными головками самонаведения (Х-29Л, Х-25МЛ, КАБ-500Л) обеспечивалось только при внешнем целеуказании.
Для применения новых видов бортового оружия в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ был реализован ряд новых режимов работы: обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей, выдача координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применения управляемого оружия.
Существенно расширялись и возможности навигационного комплекса истребителя. В его состав включались навигационный вычислитель, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME.
Модернизации подлежало и информационно-управляющее поле кабины летчика. Замена устаревшего монохромного телевизионного индикатора на многофункциональный цветной жидкокристаллический позволяет выводить на него в графической форме навигационную, обзорно-прицельную и параметрическую информацию, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр.
Наконец, еще одним существенным отличием модернизированного МиГ-29БМ от серийного МиГ-29 является внедрение системы дозаправки топливом в полете. В целом в процессе переоборудования исходного МиГ-29 по программе МиГ-29БМ в состав его БРЭО вводилось 23% новых блоков, а еще 6% подвергалось доработкам.
Бедность против прогресса
По оценкам авторов программы модернизации, в результате усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ при решении задач класса «воздух – воздух» должен был вырасти по сравнению с серийным МиГ-29 на 80%, а при решении задач класса «воздух – поверхность» – в 4 раза. Суммарный же боевой потенциал (50% задач «воздух – воздух» и 50% – «воздух – поверхность») модернизированного самолета превышал уровень исходного в 2,9 раза.
При этом (если опять же исходить из выкладок разработчиков программы модернизации) МиГ-29БМ по своим боевым качествам должен был даже несколько превосходить такие зарубежные истребители, как EF2000 «Тайфун» (у него коэффициент боевого потенциала относительно серийного МиГ-29 составлял 2,8), «Рафаль» (2,65) и JAS39 «Грипен» (2,05). Несколько уступая «Еврофайтеру» и «Рафалю» в задачах «воздух – воздух» (их боевой потенциал относительно серийного МиГ-29 – 2,1 и 1,9 соответственно, относительно МиГ-29БМ – 1,8), белорусская разработка опережала «Грипен» (1,1).
А вот при поражении наземных (морских) целей МиГ-29БМ получал безоговорочное преимущество перед западными аналогами с коэффициентом боевого потенциала 4,0, 3,4, 3,5 и 3,0 соответственно.
Испытания первого МиГ-29БМ были успешно завершены к июлю 2003 года. На воздушном параде в честь 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2004 года было продемонстрировано уже звено из четырех МиГ-29БМ, которые Александр Лукашенко назвал «суперсовременными самолетами». И в этих словах не было большого преувеличения: 4 и 10 марта 2005 года военные летчики Республики Беларусь установили на двух самолетах МиГ-29БМ целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности.
Однако после всех этих успехов работы над модернизацией остальных белорусских МиГ-29 по неизвестным доселе причинам были надолго приостановлены. По мнению ряда комментаторов, случилось это по экономическим причинам. Они полагают, что недостатком средств объясняется и то обстоятельство, что нынешняя программа модернизации МиГ-29 существенно скромнее той, по которой обновлялась первая четверка этих боевых самолетов. Хотя доработка истребителей для ВВС иностранных государств на 558-м авиаремзаводе в течение всего последнего десятилетия шла «по полной».
Между тем обновление самолетов советского производства становится устойчивым трендом: раньше белорусов курс на обновление своего парка МиГ-29 взяли наши западные соседи. 12 августа 2011 года был заключен контракт на проведение работ по их модернизации между польским военным авиационным заводом Wojskowe Zaklady Lotnicze 2 (WZL-2) в Быдгоще и израильской компанией IAI на сумму 126 млн. злотых (44,5 млн. долларов). Целью модернизации было продление срока эксплуатации истребителей советского производства по меньшей мере до 2028 года, повышение их боевых возможностей и обеспечение совместимости с новыми F-16.
В рамках соглашения были модернизированы 13 одноместных истребителей и 3 двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. Контракт также предусматривал поставку запчастей, обслуживание самолетов, обучение летного и технического состава. 4 ноября 2014 года состоялась церемония передачи ВВС Польши последнего модернизированного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ.