Проблема долгостроев на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, поднималась на разных уровнях не единожды. Причем, если сначала речь шла исключительно об участках, предоставленных гражданам бесплатно, как нуждающимся в улучшении жилищных условий, то затем в оборот взяли и те земельные наделы, которые были проданы с аукциона.
Сначала в 2006 году был принят указ президента №87 “О некоторых мерах по сокращению незавершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач”, потом в 2007 году был принят знаменитый указ №667 “Об изъятии и предоставлении земельных участков”. В последующие годы в документы более двух десятков раз вносились различные изменения и дополнения. Ситуация начала меняться к лучшему, но слишком медленно и незаметно.
Переломным должен был стать 2015 год, поскольку 1 марта прошлого заканчивался года срок действия всех консерваций, которые были созданы до 1 марта 2012 года. Иными словами, к указанному сроку все владельцы земельных участков, независимо от того, как они были получены, обязаны были не только поставить фундамент, но также возвести стены, поставить крышу и окна. При невыполнении данных условий исполкомам предоставили право изымать такие участки с НЗКС, оценивать их и выставлять на торги. Процесс действительно пошел в 2015 году, но как-то вяло.
Согласно данным КГК в ходе мониторинга ситуации в Минской области были обнаружены многочисленные пустующие участки, которые были предоставлены гражданам под индивидуальное строительство до марта 2012 года. Причем, больше всего таких участков обнаружено в самых востребованных населенных пунктах Минского района: в Боровлянском, Ждановичском, Острошицко-Городокском сельсоветах.
Так в Боровлянах обнаружено аж 57 таких участков, только кадастровая стоимость которых составляет более 1 млн долларов. В Ратомке Ждановичского сельисполкома контролеры насчитали 37 участков, выделенных под индивидуальное строительство, но так и не освоенных до положенного уровня.
КГК отмечает, что согласно законодательству, все эти земельные наделы подлежат принудительному изъятию и последующей продаже с аукционов. Однако местные власти, считает КГК проявляют поразительную пассивность и смотрят на нарушителей сквозь пальцы даже на законсервированные строения, которые стоят уже по 15 лет. И это при том, что в тех же Боровлянах или в Ратомке земельные участки очень востребованы и стоят неимоверно дорого. Как отмечают контролеры, в большинстве случаев владельцы таких участков не нуждаются в жилье и не собираются осуществлять строительство, поскольку приобретали участки лишь для того, чтобы затем выгодно их перепродать, возведя фундамент и законсервировав его. КГК фиксирует множество таких фактов и уже берет их на учет. Правда, нарушения законодательства в данном случае нет, но контролеры все равно не собираются потакать таким собственникам, которые не хотят ни строиться, ни продавать, когда рынок упал.
В настоящее время КГК готовит предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на упорядочение продажи незавершенных строений с торгов. По мнению контролеров, освобождение участков от недостроев будет способствовать их вовлечению в хозяйственный оборот и пополнению бюджета за счет последующей продажи с аукционов. Предполагается, что законодательные изменения не позволят местным властям больше бездействовать, что положительно скажется на ситуации.
Впрочем, учитывая предыдущий опыт внесения десятков изменений в указы президента, многие владельцы участков относятся скептически к новой инициативе КГК. Как заявил “Ежедневнику” владелец одного из участков в Минском районе, на котором уже более пяти лет стоит законсервированное строение, в деле изъятия подобных долгостроев слишком много нюансов, касающихся как оценки НЗКС и самого участка, так и выплаты компенсации владельцу. Тут одними изменениями ситуацию не исправишь, так как в корне надо менять ряд основополагающих кодексов и законов, касающихся, в том числе и прав человека.
По сути и сегодня исполкомы имеют возможность изымать участки с долгостроями, но все это может происходить только через суд. Однако даже Боровлянский сельисполком не имеют таких ресурсов, чтобы подать в суд сразу 57 исков. А для изъятия земельных участков без суда КГК придется очень серьезно покорпеть над законодательством.