26 ноября 2024, вторник23:29

Общество

Какими психическими расстройствами страдают белорусские бизнесмены

15 июня 2017, 10:14

Психолог, профессор Майкл Фримен из Калифорнийского университета пришел к выводу, что обязательным залогом успеха в бизнесе является легкое психическое расстройство. А насколько психически здоровы белорусские бизнесмены?

Как сообщал The Washington Post, проведенное Майклом Фрименом исследование с участием успешных бизнесменов велось на протяжении десяти лет. У одной трети из них был выявлен психотип, склонный к девиациям, 49% опрошенных признались в неврологических и душевных расстройствах.

Чтобы узнать, насколько психически здоровы белорусские бизнесмены, «Ежедневник» обратился к врачу кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Татьяне Романовской.

– Кто более психически устойчив – топ-менеджеры или владельцы бизнесов?

– Чтобы топ-менеджер оказался в психиатрической больнице должны быть особые факторы. Личностные качества, организация рабочего дня и отдыха, правильная расстановка приоритетов приводит к тому, что люди, которые достигают больших величин в бизнесе, знают что, как и зачем они хотят. Они понимают, что они сами – главный инструмент своих достижений, организм берегут. Управленцы высокого уровня редко обращаются за психиатрической помощью в стационар. Только в том случае, если случается психическая катастрофа – депрессия, мания. Я не видела управленца высокого уровня в государственной психиатрической больнице. Если возникает проблемная ситуация, люди стараются ее скрывать, обращаются анонимно в частные центры психического здоровья. У нас в Беларуси есть несколько таких центров, услуги стоят в них не очень дорого – в пересчете долларов 50-70 в сутки, при условии, что это невротическое расстройство – бессонница, плохое настроение, тревога. Часто такие пациенты лечатся симптоматично в кардиологии, неврологии.

Бизнесмены, в число которых следует включать и индивидуальных предпринимателей, народ более разношерстный. Человек, который работает на себя, подвержен большим рискам, у него слабее уверенность в завтрашнем дне и больше поводов для беспокойства. Кроме того, индивидуального предпринимателя не волнует диагноз в листе нетрудоспособности.

– Что заставляет идти к психотерапевту?

– Снижение работоспособности или межличностные проблемы. Когда партнеры, жена, дети говорят человеку, что с ним невыносимо общаться. Сам замечает, что у него начались срывы, боязнь потерять доход. Он начал рискованно водить автомобиль. У него снизилось половое влечение. Влияют на поведение наличие финансовых обязательств, в том числе кредитов, ответственность перед починенными, негативное восприятие налоговых выплат. Возникает круглосуточное напряжение, особенно когда обстоятельства складываются неблагоприятно.

– На что чаще жалуются бизнесмены?

– Прежде всего, на чувство тревоги, неспособность к релаксации, что приводит к перенапряжению, вспыльчивости, раздражительности, подавленности, чувству тупика. Это может проявляться повышением артериального давления, головными болями, нарушением сна, депрессией, психозом. Человек может пытаться улучшить свое состояние психоактивными веществами, например алкоголем.

Обычно такие пациенты приходят к нам от врачей общей практики. Статус людей, которые привыкли сами о себе заботиться, не позволяет им признать себя психически больными. Они считают, что с мозгами все в порядке. Просто голова болит, давление повышается, бессонница. Он идет на прием к кардиологу, который отправляет его к нам. Мы помогаем разобраться для чего он работает, учим расслабляться, правильно расставлять приоритеты и ценности, назначаем адекватную терапию. Человек, который на себя работает, склонен к трудоголизму – работа ради работы, а времени воспользоваться плодами своей деятельности не хватает. Это ошибочное поведение.

– И какие результаты?

– Сейчас существует комплексный биопсихосоциальный подход. В бригаду специалистов, в том числе в стационаре, кроме психиатров, обязательно включен психолог, проводится биологическое обследование. Когда нужны препараты, их обязательно назначают. Отмечу положительную тенденцию: я работаю с 1998 года, люди за это время стали гораздо меньше бояться антидепрессантов. Раньше обращаются к врачу, охотнее принимают лекарства. Стало больше понимания, что у депрессии есть биологическая природа, как у сломанной руки или ноги – нужно обратиться к специалисту, и все будет хорошо.

– Статистика говорит, что в кризис 2008 года в Москве рост потребления антидепрессантов и успокоительных вырос на 40%. Это нормально?

– Безрецептурная продажа лекарственных препаратов в странах СНГ – это отвратительно. За всем, кроме аспирина, надо идти к доктору. Доступность лекарств способствует формированию фармакологической зависимости. При мне приличного вида мужчина, возможно средней руки бизнесмен, в аптеке купил корвалол и сразу выпил весь пузырек. Через год приема этого препарата картина мозга соответствует хроническому алкоголизму.

– Можно выписать лекарство, которое быстро решит проблемы пациента?

– Это улучшит его физическое состояние, но не решит проблему. В машине загорелся датчик недостатка топлива: можно его выкрутить, а можно заправиться. Симптомы расстройства тоже показывают, что в организме заканчивается «бензин». Таблетка может снизить артериальное давление до нормы, но тело будет продолжать функционировать, как раньше, и в самый неподходящий момент может произойти катастрофа с сосудами. Вероятность восстановиться мала, бизнес, деньги не помогут.

Надо, чтобы человек понимал – ему надо меняться, а для этого придется затратить много сил. С этого начинается разговор с пациентом. Если достаточно таблеток, то я ему их выписываю, но объясняю, что со временем придут болезни, снизится работоспособность, в обычном режиме выполнять обязанности станет невозможно. Надо менять свою реакцию на симптомы организма, выбирать адекватные установки.

– Бизнесмены более подвержен психическим расстройствам, чем «офисный планктон»?

– Думаю, что нет. У них уже сформировались определенные лидерские личностные особенности. Эти люди понимают, что им будет нелегко, что с трудностями необходимо справляться.

Люди, достигшие успехов в любой сфере, в том числе и в бизнесе, всегда с особенностями, которых нет у среднестатистического человека. Есть мнение, что психопатические, социопатические черты помогают человеку, который занимается бизнесом высокого уровня, переносить напряжения, не бояться рисковать, двигаться вперед. Но порой это приводит к умопомрачительным крахам.

– А после крахов к вам приходят?

– После мелких – да. Но проблемы предпринимателя не обязательно связаны с бизнесом. Чаще приходят с семейными проблемами. Не складываются отношения с окружающими, близкие не понимают их занятости, не поддерживают, мало видят, мало знают.

Бизнес – это одиночество. Друзья не достигли его уровня, растерял их пока бежал вперед. Дома все привыкли – мужа нет, и слава Богу.

Возрастает требовательность не только к себе, но и к окружающим. Высокие запросы. У успешных бизнесменов часто бывают разводы. Они переносят отношение к себе на окружающих, порой без компромиссов. Не всякая женщина и не всякий мужчина может быть рядом с успешным человеком. Жизнь с ними зачастую не сахар. Люди необычные. Но именно поэтому они стали тем, кем стали.

– Как связаны эмоции и обмен веществ?

– Любое эмоциональное состояние поддерживается биохимией организма. Когда человек испытывает стресс, включаются надпочечники. Возникают проблемы со сном, с пищевым поведением – потребность сладкой или необычной пищи. Это состояние может продолжаться и при смене режима, например в отпуске.

Бизнесмены, попадая в неудобную ситуацию, стараются поскорее из нее выбраться, потому что в ней тяжело работать. Когда человек понимает, что ему никто не оплатит больничный, он мотивирован лечиться, преодолевать, исправлять свое положение. Он не позволяет себе еще месяц полежать в стационаре.

Но вместе с тем предприниматель может до последнего плевать на свое состояние, а потом стараться побыстрее вылечиться. Чаще всего лечатся амбулаторно, чтобы не отрываться от рабочего пространства.

Затягивать с лечением не следует. Депрессия зачастую затрагивает структуру мозга, влияет на память, внимание, концентрацию, человек с трудом выполняет свои повседневные обязанности.

– Какие заболевания сопутствуют проблемам с нервами?

– Эмоции, которые мы регулярно переживаем, вызывают психосоматические расстройства: высокое артериальное давление, сахарный диабет второго типа, инсульты, ожирение, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, заболевания суставов, бронхиальную астму. Страдает тело, но базовая проблема с эмоциональностью, с высоким уровнем тревожности, который подпитывается мышлением. Поэтому многие успешные бизнесмены религиозны – буддисты, иудеи. Важна философия, чтобы не бояться, на что-то надеяться, опираться: пусть все пропадет, душа останется.

– Бизнес и алкоголь рядом или уже нет?

– Раньше для бизнесменов были характерны “отрывы” – не «по-бытовому выпить 100 грамм». Ко мне обращался директор со злостными запоями на фоне нервного напряжения. Это «бизнес по-славянски». Он меняется, растут новые люди. Сейчас успех в бизнесе у нас начал ассоциироваться со здоровым образом жизни, занятием спортом. Приближаемся к Америке: ты или бежишь, или лузер. Больной человек не может быть успешным.

– Чаще обращаются мужчины или женщины?

– В основном обращаются женщины, даже если проблемы у их мужчин. Мужчины приходят через женщин. В разных странах менталитет отличается, но у нас мужчины не признают, что их стиль мышления, эмоциональное состояние нуждается в психиатрической коррекции. «Я не дурной, не надо меня делать больным», – типичный мужской подход. Это воспринимается как провал, крах.

В последнее время увеличилось количество молодых людей, которые самостоятельно обращаются, понимая, что их состояние мешает быть успешным.

– Что вы рекомендуете своим пациентам из еды?

– Функция пищи – прежде всего питание организма, а не способ расслабиться, отдохнуть, восполнить недостаток секса. Если сравнить еду с бензином, то чем выше октановое число, тем лучше. Чтобы мозги хорошо соображали, классно работало тело, надо есть адекватное количество белка. Не обязательно мясо, можно рыбу, творог, яйца, овощной или зерновой гарнир, десерт, содержащий легкие углеводы. Сбалансированная белковая пища очень важна для поддержания нормальной жизнедеятельности. Когда человек очень занят, ему трудно получить нормальное питание. Важны своевременность и норма. Поесть «в городе» либо недешево, либо нехорошо. Чебурек или смажень абсолютно бесполезная еда, офисное печенье тоже не выход. Время приема пищи может сдвигаться, но три-четыре раза в день кушать необходимо. Плюс перекусы. Нужно держать уровень сытости. Иначе снижается внимание, человек хуже соображает.

– У вас много постоянных пациентов?

– Чаще всего три-четыре-пять встреч с одним пациентом, потом он уходит в «свое плавание». Позже может обратиться, если возникает беспокоящее состояние. Кого-то больше никогда не вижу, кого-то знаешь годами.

– По прическе, одежде можете определить «своего пациента»?

– Нет. Есть такой термин «улыбающаяся депрессия». Мужчина или женщина могут быть ухоженными, хорошо выглядеть потому, что они так привыкли. Может улыбаться, но говорить, что ему очень плохо. Это люди, которые привыкли скрывать свои чувства – покер фэйс. Чем хуже дела, тем лучше выглядит. Это характерно для людей, которым очень важна социальная витрина. По помятому виду не определишь психическое расстройство. Надо узнать динамику – как было раньше. По внешнему виду можно только предположить тревожен человек или депрессивен. А дальше надо расспрашивать.

– Сколько процентов пациентов возвращаются к нормальному образу жизни?

– Они ведут нормальный образ жизни. Просто им плохо в нем. Насколько эти люди возвращаются к состоянию благополучия своей жизни зависит от того, как складываются обстоятельства, что они делают для сохранения спокойствия. Надо научиться жить с собой и с этой жизнью, которая однозначно неидеальна.

– Что вы порекомендуете тем, кто только собирается в бизнес?

– Соразмерить свои силы. Будет нелегко, когда отвечаешь за все сам. Свобода это всегда трудно. Надо походить на бизнес-тренинги, разбираться с философией бизнеса. Не только составлять маркетинговые планы, а понимать, зачем это человеку. Нужно помнить, что потребуются серьезные инвестиции времени, жизни и сил. Следует понимать, какое внимание надо будет уделять своему здоровью. Мы знаем много случаев, когда болезнь бизнесмена приводила к развалу крупной компании.


Фото ua.depositphotos.com
Иллюстрация media-polesye.com