Ужасная трагедия произошла в Гомеле: мальчик возрастом два с половиной года задохнулся от попадания в дыхательные пути… воздушного шарика.
– В многодетной семье старшая девочка, 11 лет, пыталась надуть воздушный шарик, у нее это не получилось. Шарик выхватила 4-летняя сестра и побежала в ванную, чтобы налить в него воду. Мать забрала шарик, сказав, что не нужно наливать в него воду. В этот момент шарик схватил 2-летний мальчик, убежал в спальню и начал прыгать на кровати. Во время прыжка, на вдохе он заглотил шарик. Мать пыталась помочь ребенку, вызвали скорую помощь, но спасти малыша не удалось, он умер по дороге в больницу, – говорит старший помощник прокурора Гомеля Владимир Токаревский.
К семье претензий нет. Родители ждут четвертого ребенка, на учетах не состоят. Чтобы установить точную причину смерти мальчика, сейчас проводят судебно-медицинские экспертизы, а предварительная причина гибели ребенка – механическая асфиксия. То есть инородный предмет закрыл дыхательные пути, и мальчик не смог дышать.
«Если бы шарик провалился чуть глубже, ребенка успели бы спасти»
Врачи говорят, что о таких случаях раньше никогда не слышали. Даже специалистам трудно представить, как мальчик смог вдохнуть резиновый шарик. Судя по всему, он проскочил через связки и перекрыл дыхательные пути. Если бы шарик провалился чуть глубже, ребенка успели бы спасти.
– Самый главный совет родителям – не оставлять детей одних с мелкими игрушками. Чаще всего, играя с «Лего», они суют мелкие детали в рот, после чего начинаются проблемы. А наиболее опасны для пищевода плоские батарейки. Они застревают, окисляются, начинают вытекать, электролит попадает в пищевод, начинаются ожоги – вплоть до летальных исходов. Такое тоже случается, – рассказывает «Комсомолке» главный внештатный торакальный хирург Гомельской области, заведующий хирургическим торакальным отделением областной туббольницы Александр Ануфриев.
А достают инородные предметы без хирургического вмешательства:
– На нашей базе создали эндоскопический кабинет, который работает круглосуточно, закупили хорошее оборудование. Если это дыхательные пути, проводится поднаркозная бронхоскопия. Специальным набором инструментов достаем инородный предмет, а ребенка направляем в детскую больницу на долечивание. В случаях, когда дети глотают мелкие детали и они попадают в пищевод, достаем их методом ригидной эзофагоскопии, после чего ребенок едет домой, – продолжает врач.
В прошлом году в Гомельской области такие процедуры проводили у 140 детей. Инородное тело извлекали в каждом третьем случае, а в остальных тревога была ложной, подозрения не подтвердились.
Одышка, шумное дыхание … Вызывайте врача!
– Но при малейшем подозрении лучше обратиться к медикам. Процедура безобидная, продолжается всего 10 – 15 минут. Самое главное – успеть доставить ребенка к врачу. Признаки могут быть такими: ребенок делает дыхательные движения, а воздух к нему не попадает. Когда предмет проваливается глубже, ребенок успокаивается, но сохраняется одышка, шумное дыхание. Ребенок беспокоен, отказывается от пищи, начинает синеть кожа. А если инородный предмет попадает в пищевод, ребенок капризничает и перестает пить воду. В таких случаях родителям надо срочно обращаться в «скорую», оттуда информацию передают нам. При необходимости мы выезжаем в регионы, поскольку транспортировка ребенка в таком состоянии может вызвать миграцию инородного тела, и в дороге он может задохнуться.
ЧТО ЕЩЕ ГЛОТАЮТ ДЕТИ?
В пищеводах детей все чаще находят монеты, которые появились в Беларуси после деноминации:
– Они застревают в пищеводе, садятся на его естественном сужении, и это очень опасно. Если пройдут хотя бы сутки, монетка обрастает грануляциями, прячется, появляется тяжелый эзофагит, последствия могут быть непредсказуемыми. А сразу проглоченные монетки удаляются очень легко и почти без последствий, – говорит хирург.
Также специалисты достают из пищевода детей рыбные и мясные кости, а из дыхательных путей – семечки и орехи:
– Ребенок жует, что-то пытается сказать, и кусочками орехов и семечек забиваются мелкие бронхи. Достать их сложнее, но это мы тоже делаем.