22 ноября 2024, пятница10:14

Школа

Как сделать, чтобы школа не была казармой, а родители — ее кошельком

30 сентября 2021, 16:30

Фото использовано в качестве иллюстрации, mos.ru

Фото использовано в качестве иллюстрации, mos.ru

Прогрессивные изменения в белорусской школе возможны только в случае общественных сдвигов.

С одной стороны, школа — это модель отношений, которые господствуют в конкретном обществе, с другой — пока дождешься изменений в обществе, дети вырастут. Что можно сейчас сделать для изменения атмосферы в белорусской школе, обсуждали эксперты.

«Администрация и учителя видят в родителях врагов»

Минчанка, мама двоих школьников Катерина (фамилию называть не хочет) глубоко вникает в школьные вопросы своих детей и выступает за здоровое сотрудничество учителей, родителей, детей и администрации школы.

Она говорит, что без автономии школы, самоуправления в ней, при которой родители и ученики имеют право голоса в принятии решений школьных вопросов, а к их мнению прислушиваются, диалог с администрацией строить непросто.

О своем видении автономии школы Катерина говорила на онлайн-конференции, организованной платформой «Новая Беларусь: реформы ради людей» в рамках кампании «Реформируем систему образования вместе!»

Эксперты уже подготовили свои предложения по реформе среднего образования, одной из важных составляющих которой они считают самоуправление в школах. На практике оно подразумевает определенную свободу в выборе предметов для изучения, ученических представителей для школьных организаций, решающих те или иные вопросы жизни учеников.

Органом, который можно назвать представительством родителей в школе, являются родительские комитеты, но это только на бумаге, отметила Катерина.

«В реальности, — сказала она, — родительские комитеты воспринимаются как орган для сбора денег, а не для участия в школьной жизни и решения каких-то общешкольных проблем. Взаимодействие со школой для родителей порой настолько тяжело, что они предпочитают вообще с ней не связываться, лучше откупиться — заплатить. Им звонишь по какому-то важному для класса вопросу, а они сразу спрашивают: Сколько? Такой способ избежать неприятных ситуаций — стать кошельком».

Администрации школ это выгодно — родители всегда заплатят за то, что нужно для учебного процесса, но при этом рта не посмеют раскрыть, если чем-то недовольны.

Родители часто находятся в положении провинившихся учеников, говорит мама школьников. Далеко не у всех получается в уважительной атмосфере решать проблемы, отстаивать интересы своих детей. Женщина считает, что «это связано с правовым невежеством — люди не знают, на что имеют право».

Она подчеркивает: «Для преодоления правового невежества необходимо прилагать усилия. Родители боятся последствий своей активной позиции — прессинга, буллинга, боятся наказания со стороны учителя и администрации. Чувство вины и чувство стыда — вот что пытается наша школа внушить родителям. Вопрос только, поддастся этому человек или нет».

По мнению Катерины, «важно, чтобы родители не боялись, изучали Кодекс об образовании в части прав администрации школы и своих. Это позволит конструктивно решать возникающие вопросы. Если бы родители брали ту власть, которая у них есть, ситуация в школе была бы лучше, школа была бы более самоуправляемой. Пока самоуправления в школе нет».

 

Зачем школе самоуправление?

С этой точкой зрения согласен педагог Дмитрий Макарчук, участник программы «Учитель для Беларуси». Формально в школах есть орган самоуправления  школьный совет, в который входят педагоги и учащиеся, а также представители родительского комитета. Но и совет, и родительский комитет, и попечительский совет — призрачные, неполноценные выборные органы, не наделенные реальной властью, считает Макарчук.

Меж тем участие в работе различных выборных организаций, например в школьном парламенте, учит детей, сказал он, «ответственности за свои решения, ведет к тому, что они становятся сознательными инициативными личностями».

Макарчук считает важным, чтобы дети принимали доступные их возрасту решения в жизни школы, а также чтобы использовался потенциал родителей. Однако этому препятствует, помимо формального похода, то, отметил Макарчук, что «администрация и учителя видят в родителях врагов».

«Основной страх администрации [заключается в том], что родители начнут качать права, чего-то постоянно требовать и возмущаться, если им и ученикам дать больше прав в школе, — сказал Макарчук. — У родителей и учителей нет навыка сотрудничества, его не вручают при рождении ребенка или получении диплома педагога. Именно самоуправление, парламент дает навык сотрудничества».

 

Директор школы «на самом деле ничего не решает»

Бывший директор одной из школ Дзержинского района Минской области Михаил Будаев понимает самоуправление как финансовую самостоятельность школы, свободу выстраивать работу педагогического коллектива таким образом, как это представляется оптимальным учителям, ученикам, родителям и администрации конкретной школы.

Самоуправление в школе создает дополнительный стимул для творческой активности педагогических работников, говорит Будаев, дополнительные условия для раскрытия личности учащихся. Самоуправление необходимо, чтобы «в полной степени могли раскрыть свой потенциал все участники образовательного процесса».

На практике самоуправления в школе нет, сказал педагог. В советах школ дети числятся лишь на бумаге, родителям в лучшем случае звонят. Учителя присутствуют в советах номинально, любой вопрос адресуют администрации.

Будаев подчеркивает: по части принятия решений администраторы в белорусской школе ограничены не в меньшей степени, чем дети или учителя.

«Всем кажется, что директор школы во всем виноват, но на самом деле он ничего не решает. Каждый шаг согласовывается с вышестоящим начальством. Я заметил, что количество вопросов, которые можно решить на месте, сокращалось и сокращалось. В последние месяцы работы — я ушел из школы в 2020 году — мне приходилось согласовывать с районным отделом образования и милицией прием на работу не только педагогов, но и технического персонала. Понятно, что есть вопрос безопасности — в школу нельзя пускать любого встречного. Тем не менее, такая заорганизованность и такое подневолье угнетают», — сказал Будаев.

Школа, по сути, становится казармой: администрация чуть ли не ежедневно получает указания сверху, какие акции или мероприятия провести, свобода творчества отсутствует как таковая, отметил бывший директор школы.

Он также высказал свое мнение об органе самоуправления — педагогическом совете: «Педсовет помогает, на мой взгляд, только продавцам бумаги и оргтехники, потому что на производство протоколов по итогам его заседаний тратится огромное количество бумаги и времени. Есть книжки-методички с перечнем вопросов, которые нужно разобрать на зимнем, весеннем педсовете, причем они абсолютно формальны. Реальной пользы не несут никакой».

 

Что делать?

Чтобы в школе произошли изменения в сторону самоуправления, их необходимо организационно поддержать, считают эксперты. Например, учитель будет заинтересован в том, чтобы поддерживать самоуправление, тратить время на участие в нем, если ему будет оплачиваться время, в течение которого он занимался вопросами школьного совета.

Пока же учителей не удовлетворяют уровень оплаты, вынужденное выполнение не свойственных им функций (посещение школьников на дому, участие в подсчете детей школьного возраста, заполнение многочисленных документов).

«Учительская ставка — 20 часов в неделю, — сказал Будаев, — но я не знаю ни одного учителя, который так мало работает, потому что это будет не работа, а хобби. Чтобы заработать на жизнь, работают больше, поэтому снижается эффективность, не выстраивается тот уровень сотрудничества, который мог бы быть. То есть должно изменяться отношение к учителю и в вопросах оплаты труда, положения в трудовом коллективе, тогда можно вести речь о самоуправлении».

Будаев убежден, что школа — это модель отношений, которые господствуют в конкретном обществе: «Как не здорóво белорусское общество, так не здорóва и школа». Соответственно, качественные изменения в направлении либерализации, самоуправления не могут произойти в системе среднего образования школе без изменений в обществе в целом, подытожил педагог.


Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters
Фото facebook.com/GeneralStaff.ua
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Посольство США в Украине (Фото: US Embassy Kyiv Ukraine)