Мы продолжаем искать истории людей, которые ведут себя, руководствуясь не нормами общественного поведения, а смелым внутренним порывом и врождённой тоской по свободе. Куда эти стремления приводят наших героев — совершенно индивидуальный вопрос, тем ценнее опыт каждого из них в попытках познать мир и самого себя. Так, на прошлой неделе мы рассказывали о москвиче Александре Герасимове, бросившем нормальную работу и отправившемся на Сахалин работать на сейнере с рыбаками. Новый материал в серии посвящён двум скучным британским клеркам, случайно пересекшим Индийский океан на вёсельной лодке и даже установившим мировой рекорд.
Вступление
Начинается эта история примерно как классический британский фильм про общество потребления: два простых парня — Джеймс Эдер и Бен Стеннинг — гниют на ненавистных офисных работах, пьют по вечерам пиво в пабе, с грустью смотрят в будущее и бесцельно прожигают заработанные средства.
Оба героя материала родом из Шотландии, где они изучали литературу в Сент-Эндрюсском университете (там же парни и познакомились). Чтобы лучше понимать: Сент-Эндрюс — это такое совсем классическое, традиционное и крайне консервативное британское учебное заведение: толстые каменные стены, дата основания потерялась где-то в XV веке, ордена, гербы, рыцари с регалиями в совете правления, больше тысячи преподавателей, почти семь тысяч студентов и миллионы выпускников, чьи призраки всё ещё витают в аудиториях и чьи выдумки чуть ли не веками чтят новички в качестве местных легенд.
Именно в этих стенах Джеймс и Бен, будучи уже студентами одного из последних курсов, однажды напившись, поклялись друг другу когда-нибудь бросить все дела и пересечь Индийский океан на вёсельной лодке. Для справки: нет, они не гребцы, они просто два обычных студента, которым точно так же лень ходить на пары по физре.
Сент-Эндрюс Бен и Джеймс окончили в 2004 году, сняли на двоих дешёвую квартиру и оба отправились на работы не по специальности. Стеннинг занялся продажей программного обеспечения, а склонный к литературному творчеству Эдер сменил несколько мест работы и ходил на юридические курсы, пока парням вдруг не попалась статья о гребце Шекдаре — их соотечественнике, который буквально за несколько лет до этого в возрасте 54 лет в одиночку пересёк Тихий океан на вёсельной лодке (больше 8000 миль и 274 дня). Короткая заметка в газете стала для них отправной точкой — Бен и Джеймс решили во что бы то ни стало осуществить студенческую клятву, а подготовку начать хоть прямо сейчас.
«Мы оба чувствовали себя крайне подавленно из-за того, как протекала наша жизнь: обитали в откровенном клоповнике, а я так и вообще был по уши в работе менеджера по продажам, которому не удалось продать почти ничего за последние полгода, — рассказывает Бен. — Статья о Джиме Шекдаре, первом человеке, которому удалось совершить одиночный безостановочный переход Тихого океана без помощи лодки сопровождения, случайно попалась под руку ровно в тот вечер, когда у нас в квартире должны были отключить электричество за неуплату — в общем, нужно было что-то менять, и как можно скорее».
Подготовка
Самая дорогая часть подготовки к такому переходу — судно. Океан невозможно переплыть на простой вёсельной лодке, на каноэ или байдарке: во-первых, судно должно иметь необходимую аэродинамику и размеры, чтобы океанская волна не перевернула его на первом же километре пути; во-вторых, для перехода, который займёт больше месяца времени, придётся взять с собой немало провизии, и её необходимо где-то хранить; и третье — каюта для сна: обычно такие путешественники спят и гребут попеременно.
На лодку парни начали собирать деньги чуть ли не на следующий день после того самого разговора — откладывали по несколько сот фунтов в месяц, пока не собрали около 25 тысяч долларов, основную часть которых и потратили на судно. Им досталась лодка для океанской гребли Indian Runner, предыдущий владелец которой сам дважды успешно пересекал на ней океан.
Переход
План был таков: Бен и Джеймс прилетают в австралийский порт Гералдтон на западном побережье Австралии, туда же им доставляют судно, и они отправляются в путь на 3100 морских миль до острова Маврикий на востоке Африки. С собой парни прихватили, кроме массы оборудования для навигации, сигнальных ракет и мобильной техники, ещё 300 килограммов еды и опреснитель для постоянного пополнения запасов питьевой воды.
Так они и отплыли — переход занял примерно 115 дней и три миллиона гребных движений. День и ночь они гребли, примерно столько же качали на тугом опреснителе (который, к слову, в конце пути сломался) питьевую воду, шутили в твиттере, когда была связь, раздавали клички местным чайкам и боролись с ветром и гигантской океанской волной.
Стоит отдельно сказать об их рекорде: до Бена и Джеймса Индийский океан на вёсельной лодке без остановок уже переплывали несколько человек. Разница лишь в судне поддержки, которое всегда было обязательным атрибутом подобных приключений. Без сопровождения переход превращается в куда более отчаянное, экстремальное и опасное предприятие — именно такое и совершили герои материала.
Всё было бы слишком нормально, если бы не авария, произошедшая на подходе к Маврикию: гигантская волна, поднявшаяся на неровном дне, перевернула лодку и выбросила гребцов в открытое море. Замёрзшими руками Бен не смог справиться с ракетницей для сигнала спасателям и сильно повредил ногу. Ночь, холодная вода, течение, рифы, которых не видно, кровоточащая рана и наполненная акулами часть океана — в общем, на самом финише ситуация перестала выглядеть как тема для шуток в твиттере.
Пролетавший мимо вертолёт не заметил пловцов, пытавшихся кролем отгрести подальше от скал, но несколько местных ребят нашли Indian Runner, которую к этому времени море уже успело выбросить на берег, и вызвали спасателей — поросших за почти три месяца плавания густыми бородами шотландцев отыскали и вытащили за считаные минуты.
And Then We Swam
Об итогах такого перехода можно говорить долго. Начать, конечно, стоило бы с того, что парни получили что хотели и перестали мнить себя никчёмными клерками. Бен почти год проходил реабилитацию и залечивал воспалившуюся ногу, а потом взял в жёны свою давнюю подругу и уехал с ней жить в Париж.
У Джеймса всё сложилось сильно иначе — хотя он тоже обзавёлся семьей и даже ребёнком, которого назвал в честь своего напарника («Да, я назвал сына в честь Бена, правда, рассчитываю, что из него всё-таки получится гребец получше»), но известным он стал не за это. В 2013 году Эдер всё-таки смог вернуться к литературе и написал подробную книгу об их путешествии. Rowing After the White Whale вышла в издательстве Birlinn Limited и стала в Британии настоящим хитом.
«Rowing After the White Whale — это исчерпывающий отчёт о нашем пересечении Индийского океана без какой-либо поддержки; о путешествии, которое далось меньшему количеству человек, чем высадка на Луну. Мы оба долго мечтали о чём-то по-настоящему важном и получили этого сполна. Ещё это история о Луне и метеоритных дождях, проплывающих китах и бесконечной рыбалке, о рыскающих под днищем акулах и гигантских кальмарах; это пересказ путешествия, размышления о природе и медитации, история глубокой воды и мои личные мемуары».
Но на этом история не закончилась. Приключением Бена и Джеймса заинтересовался британский документалист и режиссёр Бен Финни, ставший за короткое время закадычным приятелем парочки экстремалов и в итоге всё-таки смог из обрезков их видео, снятых заново интервью и других документальных съёмок собрать полноценный фильм, который в этом году прокатился по нескольким важным фестивалям и превратил Бена и Джеймса в настоящих звёзд. На этом пересказ, пожалуй, стоит прекратить и отправиться смотреть фильм в сети.
Как сообщает "Би-Би-Си", протестующие требуют освобождения из тюрьмы бывшего премьер-министра Имрана Хана. Столкновения произошли на…
Отмечается, что оливки, в целом, не токсичны для кошек.
Рекомендации от них скорее навредят, чем помогут.
О задержании в Украине жителя города Славутич (Киевская область), помогавшего военнообязанным гражданам покидать страну через…
Начиная с мая 2014 года на Земле произошло резкое падение запасов пресной воды.
Пинск, Пинковичи и Купятичи в 2025 году свяжет асфальтированная дорога