23 ноября 2024, суббота08:21

Неформат

Как датских школьников учат сексуальной грамотности

12 июня 2015, 8:33

Сотрудник датской ассоциации планирования семьи рассказал The Village, зачем пятикласснику знать свое тело, уметь решать математические задачи про венерические болезни и отказываться от секса.

Датская ассоциация планирования семьи Sex & Samfund сотрудничает с государством и выступает основным консультантом по вопросам сексуального образования школьников. Ее сотрудники разрабатывают методику преподавания сексуальной грамотности в школах, чтобы учителя могли объяснить подросткам, как будет меняться их тело, почему нужно быть компетентными, чтобы заниматься с кем-то сексом, и как отказаться от полового акта. The Village поговорил с руководителем проектов ассоциации Йеппе Хальдом.

Sex & Samfund была основана в 1956 году как организация для развития сексуального здоровья и поддержания сексуальных прав. Ее первой задачей была легализация абортов, второй — обязательное сексуальное образование в школах. Мы решили эти вопросы за 17 лет. Обязательное сексуальное образование в датских школах ввели в начале 70-х, а доступ к бесплатным абортам женщины получили в 1973. С тех пор Sex & Samfund решает разные вопросы — от материнского здоровья до прав сексуальных меньшинств. Сегодня одно из самых приоритетных направлений нашей организации — разработка методики преподавания сексуальной грамотности в школах.

О сексуальной грамотности

В руководстве к преподаванию, утверждённом датским правительством, прописано, какого рода информацию и в каком классе надо преподавать ученикам, но нет ограничения по форме и предметам. Наша организация всегда советует использовать междисциплинарный подход. Можно традиционно рассказывать про секс на уроках биологии, но можно также распространить эту тему на несколько предметов. Скажем, на уроках датского ученики могут читать текст про аборты или на математике разбирать задачи со статистикой заболеваний, передаваемых половым путём.

В младших классах фокус ставится не на половой акт или венерические заболевания, а на собственное тело и на то, что никто не имеет права трогать человека против его желания. Какую проблему это решает? К примеру, можно избежать сексуальных домогательств. В пятом классе мы начинаем объяснять школьникам, как будет меняться их тело, а годом позже рассказываем про сексуальный опыт и межличностные навыки, которые потребуются для безопасного опыта. Мы объясняем, что надо быть компетентным, чтобы с кем-то спать, что надо уметь договариваться о видах контрацепции и при желании уметь отказываться от полового акта.

Мы говорим про секс в социальном контексте, объясняем ученикам, что у них есть право исследовать свою сексуальность. И если им уже есть 15, половой акт будет законным. Иногда подростки совершают свой первый половой опыт до 15 лет, и это не считается нелегальным, если оба партнёра младше 15. Мы также рассказываем про право отказаться от полового акта, если что-то не устраивает.

Особое внимание мы уделяем разнообразию видов контрацепции. Ученики должны подобрать вид защиты, который им подходит, в зависимости от своих отношений и предпочтений в половой жизни. Быть может, если у вас нерегулярная половая жизнь или вы часто меняете партнёров, в качестве защиты вам подойдут презервативы. Но если вы в постоянных отношениях, лучше перейти на противозачаточные таблетки, спираль, подкожный контрацептивный имплант. Презервативы раздаются во время урока, чтобы ученики поняли, что это такое, может, принесли бы домой и померили при желании. Но бесплатно просто так презервативы в школах не раздают. В Дании действует правило: вы должны платить за профилактику, к примеру, противозачаточные таблетки или презервативы. Единственное, что покрывает медицинская страховка, — стерилизация.

Во время занятий мы рассматриваем, как принятые в обществе нормы могут исключать людей, считая их ненормальными, хотя они имеют те же права на защиту и доступ к здравоохранению. Мы рассказываем ученикам про разные виды сексуальности, объясняем, что сексуальные права равны и что все имеют право жить так, как им хочется, что половые отношения в любой форме между двумя взрослыми людьми законны, а изнасилование, педофилия и сексуальное домогательство противозаконны.

Мусульманской семье может не понравиться, что в школе подростку рассказывают про познание собственной сексуальности. Есть дети из этнических семей, которых не пускают на занятия обязательного сексуального образования, потому что родители не согласны с тем, чему их учат. Родители говорят: «Им не надо знать про контрацепцию, потому что они не будут заниматься сексом до свадьбы. А после свадьбы секс нужен для продолжения рода и создания семьи». Но в Дании сексуальное образование обязательно. И семью в таких случаях вызывают в школу на разговор с учителем.

Важно, чтобы каждый человек имел право на выбор. И это право не должно быть ограничено или ущемлено. Если ограничить права женщин или сексуальных меньшинств, они будут страдать по разным причинам. К примеру, в Дании бисексуалы или трансгендеры чувствуют себя менее принятыми обществом, чем гомосексуалы. И в итоге они скрываются, потому что думают, что не могут открыто говорить о своей жизни. Они страдают от целого ряда проблем, которые напрямую связаны с боязнью неприятия их сексуальной ориентации в обществе. Это может быть алкоголизм, наркомания, суицидальные попытки. Именно поэтому важно либеральное сексуальное образование, которое направлено на поддержание прав каждого человека на самоопределение, вместо рассказов о том, что считается правильным, а что — нет.

Об отношениях с церковью

Государственная лютеранская церковь Дании сильно зависит от государства. Церковь получает государственное финансирование, на муниципальном уровне каждый платит церковный налог. И обе системы очень тесно связаны. В течение последних 60–70 лет внутри самой церкви было много дебатов насчёт разных сфер, в том числе сексуального образования. Во-первых, в 50-х в Дании появилась первая женщина-священник. И это не всем нравилось. Но потом набор новых прав и свобод был прописан в государственное законодательно, так что церковь должна была принять, к примеру, однополые браки. При этом священник в церкви всегда может отказать в венчании однополой пары, так же как и врач в принципе может отказать в аборте. Но достаточно сложно будет работать священником, отказывающим в этом праве, так же как и врачом.

Датская церковь — это организация с особой структурой. В каждом приходе есть совет, который избирается членами прихода. И уже совет нанимает на работу священника. Приходской совет всегда вывешивает кандидатуры на пост священника церкви. Это означает, что на местном уровне вы можете повлиять на то, кого изберут священником. Будет ли это священник, согласный с однополыми браками, будет ли это священник, который отказывается женить разведённых людей или который выступает против абортов. Вы имеете право голосовать за тех представителей церкви, которые выражают ваше мнение. Такая вот демократическая структура.

О сексуальном воспитании в России

В России разговор про секс с подростками строится в формате морального воспитания, в ходе которого гомосексуальность представляется как пагубно влияющая гей-пропаганда. В 60–70-х в Дании произошла сексуальная революция. Было признано, что вы имеете право на секс с кем угодно, если это не противоречит закону, и вы не имеете права никого осуждать. Во-первых, появилась свобода слова. Во-вторых, право на определение сексуальной ориентации. И в-третьих, право на выбор партнёра, если это в рамках закона. Для того, чтобы поменять это, нужен длительный культурный процесс и множество факторов.

В Дании уже давно не верят в возможность повлиять на кого-то или сделать его тем, кем он не является. Если вы гей, это никак не связано с чьей-то пропагандой. В Дании верят, что, если вам дают возможность развивать свою сексуальность и социальные навыки, связанные с ней, в уважительной среде, то вы не будете страдать. Наоборот, вы будете способны поддерживать своё здоровье, чувствовать себя уверенно и счастливо. Вы будете чувствовать, что имеете право быть собой, встречаться с кем хотите, заводить отношения и семью. И главное — вы будете признаны обществом и законом. Мы не верим в пропаганду и в то, что геи поголовно педофилы и совращают детей, уводя их от истинных моральных ценностей.

В России понятие гомосексуальности часто связывают с понятием педофилии. Многим людям до сих пор кажется, что гомосексуальность — это результат некоей пропаганды. Гомосексуалы — это взрослые люди, которые вступают в половые отношения со взрослыми людьми со схожими сексуальными предпочтениями. И это не педофилия. Педофилия — это когда взрослый человек сексуально заинтересован в ком-то младше возраста полового созревания. И при этом разница в возрасте должна быть не менее пяти лет. В России привязывают гомосексуальность к педофилии просто потому, что это подходит к сложившейся там на сегодняшний день традиционно-моралистической повестке дня. А попытки обсуждать эту тему открыто или высказывать иное мнение всячески подавляются. В Дании в 50-х была такая же проблема. Но с течением лет здесь наконец утвердилось, что гомосексуальность и педофилия — разные понятия.

Образовательные методы, которые разработала наша организация и которые предлагаются в школах, помогают избежать насилия в младших классах. Подростков учат, что у них есть право уважать себя и другие должны уважать их, что они ценны в обществе, что они могут быть самими собой. И детей, и подростков учат не позволять никому себя оскорблять, учат обращаться за правовой помощью в случае, если это необходимо. Признание и принятие — это «хорошо, ты другой, я принимаю тебя таким, какой ты есть — это значит, что я даю тебе своё разрешение». Мы же меняем акцент: ты имеешь право быть таким, какой ты есть, и тебе не требуется для этого чьё-либо разрешение.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media