Личности создают историю, влияют на судьбы людей, оборачивая время вспять. Полковник Иван Данилович Кирдан (1874-1955) половину жизни защищал Отчизну. Вряд ли мог представить, что ещё столько же, но в сане протоирея, придётся защищать от атеистов и нацистов старинную полесскую церковь, оберегать месточтимую святыню и не давать в обиду прихожан. До сих пор здешние жители считают его своим заступником. Ставят в пример, как благородного, высоко духовного и благочестивого человека.
Если верить энциклопедиям, то Кирданы походят из древнего муромского боярства, имевшего особую привилегию от царя Ивана Грозного.
Иван Данилович Кирдан попал в село Месятичи, что в 25 километрах на юг от Пинска, после разгрома в Крыму войск Врангеля. Отправиться в эмиграцию полковник не захотел, как и задерживаться в Крыму. Оставшихся на полуострове ждала смерть от рук большевиков, а эмиграция была чем-то непонятным, далёким. Направиться вглубь Украины – также не безопасный вариант, повсюду банды и озлобленные гражданской войной люди, но это казалось лучшим, чем заокеанская неизвестность. Семью пристроил в Киеве, а сам направился дальше, чтобы отвести все подозрения. Об этом протоиерей расскажет селянам незадолго до смерти.
Добравшись до Месятич, Кирдан узнаёт, что в селе нет священнослужителя – бежал от большевиков. Поговорив с жителями, 47-летний полковник сменил мундир на рясу. Это было обоюдным решением. Селяне понимали, что перед ними образованный человек, который не только сумеет службу провести, но и поможет грамотно написать необходимые документы. Впереди его ожидало более 30 лет служения Богу и людям.
Украиноязычный писатель из Месятич Фёдор Одрач (1912-1964) в своих воспоминаниях делится мыслями о Кирдане. Одрач называет Ивана Даниловича офицером армии Украинской Народной Республики, так ему сказал односельчанин. Впрочем, писатель приводит лишь один аргумент – протоиерей говорил по-украински (на местном диалекте). Не удивительно, ведь воспоминания, Одрач датирует осенью 1939 года, когда Кирдан прожил на Полесье 18 лет.
Писатель подчёркивает особую серьёзность протоиерея, выправку, грубоватый голос. А каким же ещё мог быть полковник царской армии? К воспоминаниям Фёдора Одрача вернёмся позже.
Святыня появилась в Месятичах задолго до прихода Кирдана. Сведенья о чудотворной иконе Божией Матери, находящейся при сельской церкви, собирал для дипломной работы в 1998 году студент 5 курса Минской Духовной семинарии Дионисий Бахревский. Работу курировал кандидат богословских наук, Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан. Сберёг информацию житель села Алексей Николаевич Шпаковский.
«Осенью 1893 года купеческий пароход, следовавший из Пинска в Киев, был застигнут непогодой. Сильный ветер бросал баржи из стороны в сторону. Капитан принял решение переждать разбушевавшуюся стихию. Корабль стал на якорь. Вечером матрос Иван Михайлович Шпаковский (по прозвищу «дед Ульяныч») вышел на палубу. Его внимание привлёк небольшой предмет, светившийся и плывущий против течения в сторону Пинска. От непонятного страха Шпаковский оцепенел. Однако «дед Ульяныч» был смел. Он взял лодку, подплыл к странному предмету и осторожно извлёк его из воды. Светившейся оказалась небольшая дощечка с изображением Божией Матери с Младенцем на руках. Эту икону матрос бережно взял с собой. Вскоре непогода утихла.
Пароход благополучно добрался до Киева, где и встал на зимовку. Команду распустили по домам. Иван Михайлович возвратился в родные Месятичи. В то время икона представляла собой выразительный, красочный, весьма красивый образ. Такой икона была в течение 3 лет в доме Шпаковских. Однажды в деревне возник пожар, дом Шпаковских остался невредим. Семья дала приют и кров погорельцам. Одна из женщин, чей дом сгорел во время пожара, не отличалась благочестием и уважением к святым иконам. Как только она улеглась на лавку перед образом, пелена покрыла икону. Шпаковский попытался снять ножом налёт на иконе, эта попытка оказалась тщетной. Нож согнулся, а рука Ивана Михайловича стала сохнуть. Такой она и осталась до его смерти. Икону отнесли в церковь, где пелена тут же исчезла. Жадность заставила забрать Шпаковского образ назад домой, где он вновь покрылся пеленой. Дав обет никогда не забирать её, Шпаковский вновь отнёс икону в церковь. Приходской священник не почтил святыню. И вместо того, чтобы отслужить молебен перед чудотворным образом, он стал соскребать ножом налёт на иконе. Но и его попытки были неудачны»…
За год до Первой Мировой войны (1914-1918) в селе появился новый священник. С почтением отнёсся к чудотворной местночтимой иконе, а вот жена заняла противоположную позицию. Считала все рассказы небылицами и пыталась убедить в этом своего супруга.
В том же 1913 году во время праздничного богослужения на глазах у большого числа прихожан пелена с иконы исчезла. Селяне рухнули на колени перед Божией Матерью, прославляя её. В этот сакральный момент в храм вошла жена священника и икона сразу же покрылась пеленой.
Семья священника в Месятичах не задержалась, покинув село после революции 1917 года. Место батюшки занял полковник царской армии Иван Данилович Кирдан.
Настало время тревог и надежд. В 1921 году Пинщина вошла в состав Польского государства. Вскоре общепольский процесс ревиндикации начался и на недавно присоединённых землях. Власти Польши изымали часть имущества Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавших им до распада Российской Империи в пользу римско-католической церкви. Считалось, что таким образом исправляется историческая несправедливость, когда после раздела Речи Посполитой в 1795 году костёльное имущество передали православной церкви. Ревиндикация вызывала протесты мирного населения.
В 1922 году епископом Пинским и Полесским стал Александр (Иноземцев). Иерарх поддерживал дружественные отношения с костёлом, стремился не разжигать среди христиан ненависть. Политика епископа Александра сохранила единство Христианского мира на Полесье, не предоставила возможности для вражды.
К середине 1920-х годов об иконе Месятичской Божьей Матери знали далеко за пределами села. Поклониться святыни приходили верующие со всего Полесья. Протоиерей Иоанн с большим почтением отнёсся к местночтимой иконе и в 1929 году организовал крестный ход. Многие полешуки смогли получить благодать. Зарождалась традиция отмечать «Десятуху». С той поры и по сей день на десятую неделю после Пасхи в село съезжаются верующие из Беларуси и Украины. Проходят праздничная литургия и крестный ход, во время которого желающие получить прощение, прибавление сил, избавиться от недуга проходят под находящейся в киоте иконой Месятичской Божей Матери.
С киотом (особый украшенный шкафчик для икон. – Авт.) также не простая история. Он изготовлен и доставлен местными жителями из США. В конце 1920-х начале 1930-х годов, тысячи полешуков устремились на заработки за океан. Выехали в Америку и месятичские мужики. Вскоре получили важное задание приобрести для святыни киот.
«Какие тогда были деньги? Собирались всем селом, кто что мог. Кто яйцо даст, кто муки…, и всё везли в Пинск, где и меняли на деньги. Потом эти средства переправляли в США. Потихоньку насобирали нужную сумму и с нетерпением ждали киот», – из воспоминаний церковной певчей Веры Степановны.
Когда в село привезли долгожданный киот, представляющий собой виноградные гроздья с листьями, протоиерей Иоанн провёл службу. Благословил всех жителей, внёсших свою лепту в доброе дело. Святыня так и хранится.
По словам верующих, икона творит чудеса. В 1930-е годы невидящая жительница деревни Радчицк ходила пешком в Месятичи, преодолевая 20 километров, с верой, что Божья Матерь ей поможет. Чудо произошло в один из дней. Когда закончился молебен перед иконой, женщина прозрела. Излечивались миряне от разных болезней. Чудеса происходят и в наши дни.
Отрадно, что святыня исцелила и правнучку Шпаковского, Ольгу Пахальчук.
«В начальных классах меня систематически беспокоила головная боль. С горячей мольбой о заступничестве моя мама меня проводила под иконой. Вскоре боли ушли. Нужно сказать, что, согласно нашему местному обычаю, выздоровевшие в благодарность Пречистой приносили к подножию Её Образа головные платки. Также и я вместе с мамой отнесла плат к стопам Богоматери. Позже эти приношения раздавали малоимущим, тем не менее, количество сих «видимых памятников благодатной помощи» не убывало», – поделилась воспоминаниями правнучка.
Несколько лет назад реликвию намеривались украсть. Злоумышленник пытался тайно проникнуть в храм. Что ему помешало – неизвестно, но местные жители утверждают о защите протоиерея. По их словам, преступник кричал нечеловеческим голосом, уверяя, что видел странного священника.
Перед трагедией 1939 года Месятичская Божья Матерь вновь «открылась», сошла пелена.
Взволнованным прихожанам, собравшимся в храме, протоиерей Иоанн объяснил, что это знак надвигающейся великой беды. К тому времени в селе уже поговаривали о войне. Набожный Владимир Шоломицкий, знавший на память Евангелие, рассказывал, что у него было видение. В небе появились два орла, чёрный и белый, долго бились, упали на землю. Чёрный резко поднялся и клюнул красного в голову…
Первые коммунисты в селе появились к концу сентября 1939 года. Агитаторы собирали жителей на митинг, где рассказывали о новой жизни и агитировали войти в состав БССР. Выбирали делегатов на Народное Собрание в Белосток.
Впервые на Полесье крестьян втягивали в политику, впервые власти сами шли на контакт. Местным было интересно: до этого село жило своей жизнью, а появление любого чиновника означало что-то плохое. На митинги ходили строго после церковной службы.
Протоиерей Иоанн просвещал прихожан, призывал быть осторожными и не поддаваться на обещания лёгкой жизни. Проповеди священника вызвали интерес у представителей новой власти. Крестьян расспрашивали о священнослужителе. Несмотря на всё добро, сделанное Иоанном, донос имел место быть. Молодой комиссар лишь усмехнулся военному прошлому протоиерея, сказав, что этот 65-летний старик и так доживёт свой век, не до него. Наверное, если б к тому времени Кирдан рассказал всю правду о себе, то репрессий ему не удалось бы избежать.
Вернёмся к воспоминаниям Фёдора Одрача. Писатель отмечает, что Кирдан убеждений не менял и просил крестьян не изменять своим традициям, оберегать душу от сладкой лжи. Он не пытался накрутить местных против большевиков, но предостерегал. Жители верили духовнику. Возможно поэтому в селе не нашлось «перевёртышей», готовых угодить атеистическим веяньям новой власти. Храм и его настоятель остались нетронутыми.
Во время нацистской оккупации протоиерей вёл себя также разумно. Понимал происходящее вокруг адекватно и оберегал прихожан от непродуманных поступков. Безустанно молился…
Несмотря на расколы в православной церкви во время Второй Мировой войны, протоиерей сумел удержать своих прихожан от согрешений и словно «законсервировал» время.
Говоря о чудесах, местные жители отмечают, что раз ни большевики, ни фашисты не тронули их храм, то в этом и есть сила святыни и заслуга Кирдана. Церковь Параскевы Пятницы в Месятичах построена в 1794 году и её никогда не закрывали, не глумились и не уничтожали.
На протяжении всех 30 лет служения в Месятичах Кирдан сохранил незыблемый авторитет в глазах сельчан. Протоиерей Иоанн, с позволения жителей, получил неофициальную власть.
«Слушали его песни без устали. Как он играл на гитаре, а какой у него был голос! Сядет у открытого окна в своей комнате и ударит по струнам. Песни, романсы плывут по всему селу. Слушаем и просим ещё-ещё! Знал много интересных историй, легенд. Учил нас. Но что касается исполнения песни, то такого ещё не слышали. Закроешь в тишине глаза, и будто бы снова льётся по улицам его голос, знакомые мелодии», – из воспоминаний жительниц Месятич Серафимы Демитриевны и Веры Степановны.
Песни в исполнении протоиерея Иоанна, не давали спокойствия и Фёдору Одрачу.
«Садился в комнате, у открытого окна и играл на гитаре, пел. Прихожане слушали его на улице. После «Кармелюка» отец спел ещё «Думу о Морозенко», «Думу о Нечае» и несколько бытовых песен. Так прошёл вечер. Душа моя воспринимала чары родного прошлого … », – писал Одрач.
Восторг местных жителей вызывало и то, как протоиерей правил в церкви. Голос звенел ясно, отчётливо. Все проповеди были поставлены грамотно, хотелось слушать и слушать. Каждое слово воспринималось до глубины души. Прихожане проникались молитвой.
Когда полковник Кирдан пришёл в Месятичи, у него ничего не было. Первое время пожил у прихожан, а потом с мужиками сделали небольшую пристройку к храму, где и жил священнослужитель. Всё его имущество – гитара и одеяние священника.
Ни разу на священника не пожаловались. Ни при Польше, ни при Советах, хотя такая возможность предоставлялась властями. Доносов ждали, и с невероятной усердностью разбирался каждый факт.
Отслужив Пасхалию 1955 года, на второй день Великого христианского праздника протоиерей Иоанн отошёл в вечность. Все 80 лет своей жизни полковник Кирдан, а впоследствии священнослужитель Иоанн отдал служению Отчизне и Богу.
Его могила всегда убрана. Жители Месятич поддерживают старенький памятник, не давая времени взять над ним верх.
Сегодня Месятичи – это небольшое поселение в Пинском районе, здесь живет чуть более 100 человек. Попасть сюда можно по дороге, ведущей в Столин через Лемешевичи.
Впервые Месятичи упоминаются в 1516 году как владения Мартина и Ваньчи Литвиновичей. Право их владения на здешнюю землю в 1524 году подтвердила королева Бона, а позже и сам король Речи Посполитой Жигимонт ІІ Август, благодаря чему Месятичи стали вотчиной шляхетского рода Литвиновичей. В 1794 году построена церковь Параскевы Пятницы. Около села найдены стоянки бронзового и железного века.
Внутри храма находится орёл Российской Империи. Раньше он занимал место у алтаря, позже его можно было наблюдать в окне.
В 1912 году в Месятичах родился полесский писатель Фёдор Одрач. Работал учителем, публицистом и редактором региональных СМИ. Перед окончанием Второй Мировой войны покинул Полесье, перебравшись в Канаду, где скоропостижно скончался в 1964 году.
В нынешнем году Полесье ждёт два значимых юбилея связанных с Месятичами – 220 лет возведению церкви Параскевы Пятницы и 140 лет протоиерею Иоанну.
Работники бюджета могут рассчитывать на прибавку.
Нежный крем-сыр и сочные овощи — отличный дуэт для простого перекуса.
Сегодня Всемирный день эволюции, Мeждунapoдный дeнь Библии, День моржа, Мeждунapoдный дeнь винa "Кapмeнep".
Россия хочет вернуть контроль над своим приграничьем до инаугурации Трампа.
Певица вспомнила, как начинался ее путь к успеху.
Мониторинговый проект «Беларускі Гаюн» опроверг сообщение украинского телеграм-канала о прилете в Беларусь российского МиГ- 31К.