20 октября 2024, воскресенье00:35

Общество

«Исповедь» клубничного скупщика

24 июня 2015, 11:55

Пока клубничник весь год трудится на своих плантациях, более вёрткий скупщик зарабатывает столько же за один месяц. Весь этот месяц ему приходится спать по четыре-пять часов в сутки, неделями не бриться, питаться сухпайком из придорожных кафе. А ещё выслушивать море критики в свой адрес. Скупщик Сергей согласился рассказать Медиа-Полесью о «прелестях» своего приработка, озвучив свои доходы.

Знаю, у кого ягоду стоит покупать, а у кого – нет

С 30-летним мужчиной познакомились в клубничной столице – деревне Дворец. Сергей приехал закупать клубнику. Говорит, что почти каждый день стоит во  Дворце. Скупщик не против рассказать о своей жизни в этот месяц с условием, что не будем его снимать. Мы соглашаемся, в надежде на откровенный рассказ.

Сергей уже закупился. Ящики с клубникой стоят возле машины, их осталось поставить в машину и можно отправляться в путь. Время поджимает, поэтому стараемся быть оперативными.

Обычно на июнь мужчина берёт отпуск. И вовсе не для того, чтобы махнуть за границу. Жена с маленькими детьми едет к своим родителям в деревню, муж – зарабатывать деньги. Ведь надо копить на собственное жильё (у семьи оно съёмное – и это тоже приличные затраты), да и детей собрать одного в школу, другого – в сад.

Здесь, во Дворце, мужчина показывает на новичков «комаровки». «Они на внешний вид ягоды смотрят, что не всегда правильно: надо уметь и сорта отличать, и смотреть, чтоб клубника не мокрая была», – говорит дворецкий завсегдатай.

Иногда так влетишь на деньги, что потом неделю отбиваешь

«Мне нравится во Дворце, люди приятные, хотя и злятся, и ругаются иногда. Их ведь тоже можно понять», – говорит Сергей.

Обычно в пять утра Сергей выезжает из дому. В восемь – он в Лунинце. Свой минивен мужчина загружает за час-два. Затем нужно аккуратно расставить ящики в машине и перекусить. Дальше – дорога в Минск. К часу дня начинается торговля, иногда получается и раньше.

Перекупщицкий бизнес в этом году идёт слабо. Чтобы продать машину клубники, приходилось стоять до 10 вечера. И то иногда ягода оставалась непроданной: «Люди брали по килограмму-два, чисто поесть. Пока всё распродашь »такими темпами»… Остатки поначалу привозил себе на варенье. Но скоро такой вариант отпал. «Машину привёз, ягода не пошла, всего половину за весь день продал. Утром продавать уже бессмысленно, на мятый товар никто и смотреть не хочет, если рядом продают свежую и красивую клубнику. Пытаешься бабкам на варенье «втюхать» подешевле, так ведь не хотят брать, приходится сразу друзей и знакомых снабжать, а потом – в мусорку. Или приходится везти обратно и сдавать в бочки. Иногда так влетишь на деньги, что потом неделю отбиваешь».

Мужчина торгует ягодой не на одном месте: «Милиция не даёт, гоняет». Но, наловчившись, он переезжает из одного места на другое, по кругу. Эти самые места он называть не хотел бы – из-за конкуренции.

На стройке за день таких денег не заработаешь

В первый свой рейс во Дворец Сергей приехал с пятью миллионами рублей в кармане. Закупил ягоду по 25 тысяч. В Минске продавал по 35-40. «Грязными с первой ходки вышло больше двух миллионов прибыли. Из них 500 тысяч сразу же ушло на топливо, моторесурс я пока не считаю. После сезона в машину приходится хорошо вложить, иначе не поедешь, чистыми около ста долларов заработал за день. С клубникой очень рискованно. Но сейчас на стройке за день таких денег не заработаешь», – откровенничает Сергей.

Потом бизнес пошёл на спад. Заветные сто долларов не всегда получалось заработать. «Ваши люди думают, что на нас деньги просто с неба падают. Но ведь их на рынок никто не гонит силой. Пожалуйста, берите свою клубнику, загружайте в машину и ведите куда вздумается», – говорит Сергей.  – Я так понимаю, что на рынок едут те, кто не может завести клубнику дальше. Так чего обижаться за цену? Ведь и мы в убыток себе работать не будем. Не было бы здесь нас – куда бы люди свою клубнику вообще девали? Хотя этот сезон для нас крайне неудачный. Но, грех жаловаться и на то, что имеем».

Забываешь, какой сегодня день

«Тем, у кого есть свой бус, проще и выгоднее. Мне приходится много времени тратить на дорогу. Некогда ни помыться, ни побриться. Заходишь в квартиру в 12 ночи, доходишь до кровати и всё… Завтракаешь по пути в  Лунинец. Придорожный бизнес в эту сторону, кстати, сильно хромает. Поэтому стараюсь что-то прикупить на выезде из города. По пути, чтоб взбодриться, беру кофе, если получается – пару чебуреков. Еда не супер, боишься, чтоб не скрутило живот, но пока терпимо», – делится Сергей. Приехал, закупил, завёз, продал, пару часов поспал – и обратно в путь. «Сразу сам выдерживал, но через неделю просто с ног валился, поэтому попросил помочь брата. Пока он за рулём, я отсыпаюсь в машине. Причём, спишь так, что никакая кровать не нужна, лишь бы глаза закрыть. Тут забываешь, какой сегодня день», – с ухмылкой говорит собеседник. Брат мужчине помогает с дорогой раз-два в неделю, дальше сам.

Клубничный рынок - вид с дороги

А кому сейчас легко, скажите?

Я зарабатываю немного с «ходки», поэтому стараюсь возить каждый день. На воскресенье не еду, минчане все из города уезжают, торговать в выходной сложно», – говорит заметно подуставший к середине сезона скупщик.

В Москву возить клубнику мужчина не хочет. Говорит, всё дело в технике: «Был бы бус – другое дело».

«А кому сейчас легко, скажите?!», – спрашивает мужчина. – Мне жалко этих несчастных людей, но ведь каждый крутится, как может».

Саму лунинецкую ягоду в Минске берут неплохо, в рекламе товар не нуждается. Но есть в такой работе и недостатки: «Придёт тётенька, ковыряет, пробует, «ой, а там мелкая есть, я покупать не буду». Трудно в такие моменты сдержаться, чтобы не нагрубить».

Ягоды во Дворце осталось не много. Сергей говорит, что пока свои доходы не подсчитывал. Но признаётся, что в этом июне на клубнике поработал 15 дней. Сумму прибыли остаётся лишь предположить.


Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info
Александр Лукашенко принимает участие в торжественных мероприятиях в честь Дня Победы, 9 мая 2024 года. Фото: пресс-служба Лукашенко