18 мая в Минске состоялся форум белорусских предпринимателей.
В принятой на нем резолюции правительству предлагается наложить мораторий на конфискации и проверки представителей малого, среднего и крупного бизнеса сроком на пять лет, освободить ИП и ЧУП розничной торговли от административной ответственности за отсутствие сертификатов на товар, и вернуться к уплате единого налога с фиксированным двойным НДС и двойным коэффициентом за товар без документов. Кроме того, ИП сочли целесообразным снова включить в законодательство, которое регулирует взносы в ФСЗН, принцип «не работаешь — не уплачиваешь», а также расширить Совет по развитию предпринимательства за счет представителей малого бизнеса, наделив совет правом вето при принятии решений, касающихся предпринимательства.
– Прислушается ли власть к предложениям участников форума?
– Нет, – считает директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович, – не прислушается. Если бы власть хотела развивать малый бизнес, она бы, прежде всего, выполнила в полном объеме Директиву № 4, которая реализована всего на 20%.
– И даже предложение пополнить Совет по развитию предпринимательства представителями малого бизнеса, ее не заинтересует? Но ведь тогда не пришлось бы постоянно корректировать законодательные документы, касающиеся этой сферы?
– Нет, не заинтересует. Хотя в соседней России есть омбудсмен по предпринимательству, который может наложить право вето на проблемные законы, но у нас этого не сделают: власть не заинтересована в развитии частного бизнеса.
– Тогда зачем нужен был форум?
– Форум нужен был затем, чтобы разъяснить чиновникам, почему ИП не могут выполнить новые указы. Однако никакой надежды он не внушил. Да и какая может быть надежда, если, по данным исследований предпринимательских структур, индекс делового оптимизма в Беларуси составил минус 0,08? Его даже назвали «индексом делового пессимизма»! Согласно опросу, 80% предпринимателей, – от ИП до крупного бизнеса, не наблюдают диалога с властью, а 70% предвидят ухудшение своих дел. Многие предприниматели рассказали, с чем столкнулись, пытаясь выполнить нормы Указа № 222. Например, предпринимательница из Гомеля заявила, что, закупая по безналичному расчету по контракту товар, потратила на его оформление неделю и составила 52 листа различных отчетов. Это нормально?
– Но ведь чиновники должны знать, что разработанные ими документы усложняют предпринимателям жизнь, зачем же их принимают?
– Впечатление такое, что государство, не имея возможности уничтожить ИП открыто, старается создать условия, которые те не могут выполнить. Я уверен, что резолюция, принятая на форуме, не осталась бы без внимания в любом цивилизованном государстве, где соблюдается равенство всех форм собственности. Но если раньше у нас возникали проблемы с властью, и обе стороны старались прийти к консенсусу, то сейчас этого не происходит.
– Почему?
– Потому что раньше у нас не было такого сильного конкурента, как торговые сети, и сейчас уже выбор идет между ними и нами. А они сильнее, да и власти проще контролировать 5-6 торговых сетей, чем десятки тысяч ИП, которые в любой момент могут своими протестами поставить потребительский рынок на колени.
Торговые войны
– На Ассамблее деловых кругов заместитель министра торговли заявил, что рост торговых сетей в Беларуси составляет 30% в год. И поэтому с 2014 года между крупным сетевым бизнесом и ИП идет война за рынок розничной торговли. А сейчас, полагаю, начнется борьба между самими сетевыми структурами, и итоги ее будут зависеть от того, какая за спиной у каждой из них сила. Но их владельцы не понимают, что к осени при таком падении зарплат люди смогут приобрести на рынке майку за 40 тысяч, а вот в магазины за «адидас» стоимостью 600 тысяч они не пойдут! Кстати, ИП не регистрируют новые договоры на торговые места, и сейчас в Минске пустует 25% торговых объектов, которые сдаются в аренду. К слову: предпринимательские структуры все-таки убедили чиновников Госстандарта не применять к ИП за незначительные нарушения штрафные санкции и конфискацию товара. Но это – весьма незначительная победа на общем фоне, поскольку в ближайшее время будет принят нормативный документ, касающийся ограничения ввоза импортных товаров. И технический регламент, естественно, – самый действенный инструмент борьбы с импортом в рамках единого экономического пространства!
– И чем это чревато для белорусской стороны?
– Это вызовет конфликт посильнее торговых войн! Скорее всего, возникнет правовая коллизия. Беларусь, заключая соглашение о создании Таможенного союза, прельстилась низкими ценами на газ и нефть, а рынок потребительских товаров оставила без защиты. И требование президента о том, чтобы «утюги и тракторы покупать здесь», – выполнить будет проблематично. Получается, что мы можем вывозить свой товар без ограничений, и продавать его на территории ТС – ЕС, а товар Казахстана или России впускать в страну отказываемся! Но в любом случае крупные торговые сети себя защитят, а беззащитными снова останутся ИП, которые не умеют лоббировать свои интересы.
Продавайте белорусское!
– Так, может, ИП все же переключиться на торговлю белорусскими товарами?
– Ко мне обратились предприниматели, занимающиеся реализацией продуктов, и объяснили, что не могут приобрести напрямую сахар на Слуцком сахарном заводе, потому что их посылают в «Сахарторг»! С макаронами та же ситуация: надо обращаться в отдельную фирму. То есть за последние пять лет созданы новые контролируемые товарно-финансовые потоки для «своих» структур. И если раньше власть всегда принимала решения в пользу Беллегпрома, то сейчас уже выбор идет между крупными торговыми сетями и нами, то есть частный бизнес в стране поделен на «своих» и «чужих»!
– А могут ли ИП заняться мелким производством или услугами, как это советует власть?
– Пока нет частной собственности на землю, производство развивать смысла нет, потому что в любой момент землю могут отобрать.
– А если взять в аренду?
– Сколько уже было случаев, когда предприниматель из полуразрушенного здания делал конфетку, а заканчивался срок аренды, – и у него забирали помещение. Что же касается услуг, то вот свежий пример. Неделю назад ко мне обратился предприниматель, который выиграл аукцион на размещение услуг, связанных с обслуживанием детских игровых городков. Он заплатил 200 миллионов рублей за право участвовать в аукционе, плюс за аренду земли, и приобрел на 100 тысяч долларов оборудование. И только-только оно стало окупаться, как власть решила, что это очень хороший бизнес, городу стоит самому им заняться, и продлило предпринимателю аренду всего на год. А год назад она поманила предпринимателей, которые ремонтировали в гаражах автомобили, выйти из тени, и посулила единый налог. Те послушались, и через полгода им сделали вмененный налог, который народ назвал «невменяемым»! Налоговики почему-то решили, что любой работник такого кооперативчика, в том числе, бухгалтер и сторож, оказывает услуг на 25 миллионов в месяц, и стали взимать с этой суммы фиксированный налог! Так о каком рынке услуг после этого можно вести речь?
ИП проиграют в войне за передел рынка
– И каковы перспективы у ИП?
– Я думаю, ИП проиграют в войне за передел рынка: уж слишком большие силы им противостоят, а мелкий бизнес защищаться не привык. Да и положение очень сложное, в котором ИП оказались. Сейчас они распродают остатки товара, и каждый квартал будет увеличиваться фиксированный НДС.
– То есть остатков все меньше, а налоги все выше?
– Да, чиновники заявляют: это для стимула перехода к работе с документами! Но предприниматели, продавая остатки, должны платить за аренду, налоги, в Фонд социальной защиты, а параллельно завозить новый товар, чтобы к 1 января не остаться без работы! Хватит ли у них для этого средств? Ни в коей мере! И поэтому к 1января ИП останутся без товара, а, может, не успеют распродать и старые остатки.
– Но ведь такое количество безработных – это катастрофа и для страны, и для ИП! Хоть что-нибудь они могут сделать, чтобы удержаться на рынке?
– Первым делом, им надо организоваться для защиты своих интересов, и создать алгоритм действий, где определяющим будет принцип: победа, а не поражение! Второе: предприниматели должны создать Банк данных сертификатов и деклараций для обмена.
– Что это значит?
– Кто-то может раздобыть сертификаты Таможенного союза, а тем, кто берет товар для розничной торговли, сделать это сложнее. Так почему бы сертификат не выставить в Банк данных для всех, чтобы предприниматели его ксерокопировали? Ведь самое главное – сертификат с протоколами испытаний, датами и так далее, неважно, что это ксерокопия.
– А печать?
– Достаточно тех печатей, которые будут скопированы, да и на первичных учетных документах в некоторых случаях печать не обязательна. С 2013 года в России работают по новым правилам, которые наши чиновники замалчивают: есть определение российских судов о том, что печать является вторичным признаком правильности заполнения, а первичный – это сделка, факт хозяйственной жизни. И третье: необходимо создать рабочую группу при Минэкономики только для ИП, как та, что была раньше. Выполнение этих трех пунктов и является первым, определяющим шагом для ИП.
Сестры-белоруски, которых двое суток искали в горах Турции, застряли из-за снегопада и ждали помощи в…
«Вообще не планировал никуда выезжать. Пришли пацаны и сказали: «Слушай, что будем делать дальше?».
Помните, что человек, с которым вы расстались, уже не номер один в вашей жизни.
Главный тренер «Суиндона» из четвертой английской лиги Иан Холлоуэй нашел необычное объяснение плохим результатам своих…
В Мозырском районе отец приковывал двенадцатилетнего сына цепью к батарее, чтобы тот не бродяжничал и…
На торгах Беларусской валютно-фондовой биржи 21 ноября доллар снова подорожал и установил очередной исторический максимум…