9 октября 2024, среда02:17

Политика

Империи наносят ответный удар

20 апреля 2015, 8:30

Затишье в боевых действиях на Донбассе привело к оттоку российских добровольцев из оккупированных территорий Украины. Люди, получившие боевой опыт, возвращаются домой, чаще всего в депрессивные российские города. После бурной жизни «солдат Фортуны» их ожидает мрачное обыденное существование на родине. А значит, они не против применить свои таланты уже в России. К тому же их руководители […]

Затишье в боевых действиях на Донбассе привело к оттоку российских добровольцев из оккупированных территорий Украины. Люди, получившие боевой опыт, возвращаются домой, чаще всего в депрессивные российские города. После бурной жизни «солдат Фортуны» их ожидает мрачное обыденное существование на родине. А значит, они не против применить свои таланты уже в России.

К тому же их руководители вроде Стрелкова -Гиркина периодически выражают свое недовольство нерешительностью действующей власти, ненавязчиво подчеркивая свою оппозиционность «справа», в еще более реакционную сторону, чем путинский режим. Смесь из националистов, имперцев, сталинистов, национал-большевиков, прошедшая сквозь участие в войне на Донбассе, становится питательной средой для создания радикальной национал-консервативной силы, которая может в определенных условиях бросить вызов вертикали власти.

В среде российских политологов уже идет речь о «донбассизации» российской политики, во главу угла которой ложится безудержное насилие. Агрессивная пропаганда, льющаяся с экранов телевизоров, делает свое дело.

Московский историк и политолог Валерий Соловей рассказывает: «Крым и Донбасс вызвали колоссальную политическую динамику, которая изменит ситуацию в России. Главное ее последствие – снятие табу на насилие, более того, его легитимация. Если в течение года телевидение внушало россиянам, что можно собрать группу из 10-15 «четких пацанов» и идти захватывать городскую администрацию. Можно сорвать флаг и повесить новый, тогда о вас будут говорить, как о героях и патриотах».

Для идеологизированных российских добровольцев Донбасс является плацдармом и «тренировочной базой» для будущего похода на Москву. Они этого не скрывают в своих заявлениях. Именно о таком анклаве в свое время мечтал лидер национал-большевиков писатель Эдуард Лимонов (ныне его партия объявила о «тотальной мобилизации» в ряды донбасских сепаратистов). Вот что он писал в книге «Другая Россия»: «Если нельзя победить в РФ, нужно вначале победить в одной из республик СНГ с достаточно высоким процентом русского населения. Создать вторую Россию, чтобы потом двинуть её на первую. Разумеется, партизанскую войну нужно вынести за границы РФ. Основать партизанскую базу где-нибудь вблизи с границей РФ, но уже на территории какой-либо республики СНГ, после тщательного выбора. Военные действия должны разворачиваться против правительства республики, а не против правительства РФ». (Интересно, что 15 лет назад Лимонов рассматривал Казахстан, как самую подходящую страну для создания такой партизанской базы, отмечая, что «Украина – самая сильная в военном отношении республика, отколовшаяся от СССР, и украинский национализм силён и зол» – авт.).

Политолог Валерий Соловей считает, что идеологически накачанные фанатики из числа донбасских боевиков ждут удобного случая, когда трон нынешнего правителя России поколеблется. А пехоту составят рядовые бойцы, привыкшие к грабежу и беспределу в Украине. «Идея может любой, можно вообще и без идеи. Я хорошо знаю Донбасс, помню этих пацанов в спортивных штанах, лузгающих семечки. Это же их звездный час! Берешь в руки автомат и получаешь все что хочешь – машину, квартиру, деньги. Винтовка рождает власть. И таких там уже десятки тысяч. Даже в таком большом городе, как Москва, несколько сотен вооруженных и мотивированных людей, которые имеют опыт, это уже большая сила. Надо только дождаться удобного случая», – говорит политолог.

Удобный случай может представиться в любой момент – российская экономика расшатана западными санкциями, при дворе стареющего Путина идет борьба различных кланов – силовиков, «семейных», «чеченских». Достаточно вспомнить ажиотаж вокруг исчезновения Путина в марте, окруженного слухами о смерти президента России, госперевороте. В условиях полной информационной закрытости власти обыватели оказываются деморализованными, люди же активные напротив стремятся воспользоваться хаосом и общей ратеряннотью.

Разумеется, российская власть понимает опасность нахождения плохо контролируемых орд вооруженных мужчин у своей границы. Именно поэтому кремлевские марионетки в ЛНР \ ДНР последовательно зачищают плохо неконтролируемые парамилитарные группы – так, на Луганщине сейчас идет настоящая гражданская война между боевиками, которые подчинены «правительству ЛНР», и российскими казаками. Еще раньше, в январе 2015, был уничтожен полевой командир по кличке Бэтмен, который вышел из-под контроля ЛНР.

Используя идеологизированных добровольцев в войне против Украины, путинский режим вряд ли позволит им свободно чувствовать себя в России. Российский политолог Александр Морозов считает: «Любая попытка мобилизовать «национализм снизу» будет раздавлена кремлевской олигархией, не дадут сделать ни шага. При этом, конечно, Кремль «своих не забывает». С теми, кто устроил бойню в Донбассе, рассчитаются парламентскими мандатами на выборах в Госдуму. Мелкий порученец для грязной работы – вполне годится, чтобы стать думским клоуном с иммунитетом. Как это было сделано с Луговым (офицер спецслужб причастен к убийству Александра Литвиненко- авт.). К тому же Стрелков и Бородай особенно ничего опасного и не делают, ссорятся между собой и невнятно упрекают Кремль в предательстве и непоследовательности. Они ждут предложений от власти».

Сейчас положение российской власти достаточно стабильно, Путин наслаждается своей новой социальной базой в виде посткрымского большинства. Но кто знает, что будет завтра этим большинством? Как писал Василий Розанов о февральской революции 1917 года: «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три».

Константин Скоркин


Фото: пресс-служба Кремля
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: Kerem Uzel / Bloomberg
Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья
ндрес Иньеста получает трофей по окончании финала Кубка Испании, в котором «Барселона» победила «Алавес», Мадрид, Испания, 28 мая 2017 года. Фото: Reuters
Фото из архива МП