20 сентября 2024, пятница15:40

Культура

Художник, у которого заказывали картины для Кирка Дугласа и Ричарда Десмонда

10 октября 2020, 11:01

Его часто можно встретить на Пинской пешеходке, где художник пишет чёрно-белые портреты.

Как признался Александр Рысаков, он занимается всем, что связано с творчеством. Беседа завязалась, когда я усадила попозировать для портрета своего сына.

– С чего началось Ваше увлечение?

– Сколько себя помню, любил рисовать. В детстве ходил в изостудию. Там пару месяцев порисовал, никто ничему не обучал. Потом поступил в университет культуры в Минске. Там меня тоже особо не обучили. Обучение было совершенно другое: декоративно-прикладное искусство, специализация – гобелен. То, что я начал портреты рисовать – это чисто моя инициатива. Однажды я увидел портретиста в парке Челюскинцев в Минске. Я у него над душой стоял, впитывал то, что он делал. После этого начал постоянно заниматься портретом.

– Сколько времени ушло на овладение техникой портрета?

– Вообще обучение идёт всю жизнь. Я и сейчас не умею рисовать. Другое дело, что нельзя сказать, я всему научился, я – дока. Нет, я многого не знаю. Когда вижу людей, которые выше меня на две голову, тогда понимаю, что вообще ничего не знаю, ничего не умею. Знаю конкретные личности, которые лучше меня. Говорить, что я – специалист, только не при них. Потому что это будет неправильно.

– На пешеходную улицу как давно вышли?

– Меня на этой улице уже давно знают. Здесь ещё была асфальтовая улица, я здесь ходил, под елями голубыми сидел.

– По Беларуси ездите?

– На дни города по разным регионам. Последним был Дивин, где проходили  «Дожинки». А так «Славянский базар» не пропускаю. У меня там уже постоянное место. Витебск меня знает хорошо.

– В каких странах любите бывать?

– В Испании часто живу, месяца три-четыре там провожу. Зимой туда езжу. В этом году не поеду, потому что, сами знаете, какая ситуация…

– То есть у пинчан есть шанс застать Вас здесь?

– В принципе у пинчан всегда есть такой шанс, потому что я не собираюсь никуда убегать. Я здесь остаюсь. Мне нравится Беларусь. Я понимаю насколько там, в Европе, всё не свято, вообще не свято. Просто люди, которые бывают там только туристами, они не понимают: одно дело – туризм, другое дело – реальная жизнь… Например, разрешение на работу. Просто в любую организацию заходишь, там говорят: приходите завтра. И всё время завтра.

– Но Вы же нашли способ там рисовать?

– Нелегально. Легально практически невозможно, и то до поры.

– В каких странах Вы ещё бывали?

– В Катаре рисовал. Там всё было легально, мы были по приглашению. Были художники из Беларуси, Грузии… Давно это было, в начале 2000-х. Думали, что арабская страна, никто портреты не будет заказывать. Всё нормально. Для личной коллекции все заказывали. Мало того, что нам зарплату платили за то, что мы просто приехали, мы ещё и сами зарабатывали. Крым опять же я весь объездил: Судак, Коктебель, Алушта, Ялта…

– Сколько времени уходит на написание одного портрета?

– Обычно минут 30-40.

– Какой был самый необычный заказ?

– Самый необычный заказ был, наверное, от Пинской еврейской общины. Они заказали картину Кирку Дугласу, голливудскому актёру, и Ричарду Десмонду –британскому медиамагнату. Такие большие картины, они уехали за рубеж.

– Что Вам больше нравится писать?

– Мне нравятся вот такие чёрно-белые портреты и нравятся портреты на холсте маслом. Там более свободная техника, чем здесь. Хотя здесь тоже не сильно сдержана. Но там со светом можно поиграть. На улице я стараюсь рисовать только чёрно-белые портреты. Цветные портреты пока у меня много времени занимают. А надо, чтобы оно было как бы на одном дыхании.

– Тяжело ли рисовать детей, они ведь такие непоседы?

– Да не сказать, что тяжело детей рисовать. Я бы сказал некоторых взрослых тяжело рисовать. Здесь зависит всё от индивидуальных характеристик. То есть бывает какая-нибудь дама вроде бы адекватная. Потом она начинает позировать, причём позировать в разные стороны: вертеть головой непонятно куда. А бывает человек, который вращается, свободно себя ведёт – его легко рисовать. Я как-то рисовал мальчика с ДЦП. У него не было единой гримасы на лице ни одну секунду. Меньше секунды держалась одна гримаса. Мне как-то удалось его нарисовать. Его мама удивилась: «Как у вас получилось его нарисовать? Мы его сфотографировать не можем». Просто расслабился – будь что будет – и начал рисовать. Особенно меня очень мобилизуют какие-то сложные задачи. Чем сложнее задачи, тем лучше у меня получается. Особенно когда задание на грани фола. Ну вот, как с мальчиком, который вращается вокруг своей оси. Либо освещение просто ужасное, вообще полная темнота практически. Бывает всякое. А бывает, что вроде бы всё как на ладони – бери, рисуй, а не идёт и всё. И очень с большим трудом вытягиваю портрет. В итоге обычно всем нравится.

– Не планируете учеников набрать?

– Я планирую-планирую, уже давно планирую, но всё никак не получается. Что-то меня пока не пускает. Не знаю что… У меня сыну 14 лет, он спортом занимается.

– Он не пошёл по Вашим стопам?

– Нет. У нас талант пошёл по двоюродной родне. Мои племянники Дарья и Сергей в Минске – они художники. Вот они унаследовали. Это по материнской линии от деда идёт. У него был талант, но он не развивал его.

За 30 минут на белом холсте появился вот такой портрет. Ребёнок остался доволен
За 30 минут на белом холсте появился вот такой портрет. Ребёнок остался доволен

Фото: ТГ-канал РУПП
Фото: Shutterstock
Фото РОВД
Фото из архива МП
Фото из архива МП
Фото иллюстрационное
Фото: Пинский телеграм
Фото: Pexels.com
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Место преступления СК