У стен Столинского краеведческого музея в парке «Маньковичи» лежат три десятка камней, а рядом находится надгробие с надписью на иврите и изображением семисвечника. На некоторых камнях выбиты буквы и главные христианские символы – кресты. Откуда они взялись тут и что их связывает?
Историю появления в парке камней и надгробия Медиа-Полесью рассказал музейный смотритель Алексей Веренич.
– Камни были найдены на пересечении улиц Дзержинского и Брестской в Столине. Строилось новое здание МЧС на въезде в город со стороны Пинска и туда вели новый водопровод. Во время земляных работ на глубине 3 метра 15 сантиметров обнаружились камни. На некоторых из них строители рассмотрели изображения в виде крестов и букв и сообщили об этом руководству музея. Форма крестов на камнях необычна для Полесья, они повторяли форму восьмиконечного голгофского креста.
Мы предположили, что эти камни могли быть привезены со старого столинского кладбища, оно располагалось там, где сегодня стоит городской Дом культуры. Там же находилась и упоминаемая в летописных источниках Покровская церковь. Копанец раньше выглядел не так, как сейчас. Когда он весной разливался, то вода подмывала кладбище и уносила гробы с останками усопших.
Вероятно, по этой причине Покровскую церковь на старом кладбище закрыли и перенесли в деревню Юнище, а в районе нынешней улицы Дзержинского в 1811 году стали возводить новую униатскую церковь. Как доводилось мне раньше слышать от своего деда, а он был человеком глубоко верующим, при строительстве храма полагалось под престол в алтаре положить валун. В данном случае могли использовать кладбищенские камни.
Нам хотелось разгадать тайну камней и мы связались с Академией наук Беларуси. В Столин приезжала специалист в этой области Ирина Калечиц, исследовала находку и подтвердила нашу версию о том, что это, действительно, кладбищенские камни. Ей даже удалось расшифровать некоторые надписи на них. Один из камней был установлен на могиле, в которой похоронили человека по имени Григорий, другой – взят с могилы Хведора.
Позже униатская церковь перешла к православным, затем её перестроили под костёл, в советское время – и вовсе снесли. А подпрестольные камни многие годы оставались глубоко в земле.
Что касается надгробия с надписями на иврите, то здесь совсем другая история. Во время сноса дома по улице Комсомольской оказалось, что в послевоенное время при его закладке в качестве строительного материала использовали надгробия со старого еврейского кладбища. Мы привезли их в парк и положили рядом с кладбищенскими камнями. Пусть лежат. Это часть нашей истории, – говорит Алексей Веренич.