Галина Жук (в девичестве Конопацкая) – потомственный наблюдатель гидрологического поста Пинского метеоцентра в Дятловичах. Мать Екатерина Даниловна, которой недавно исполнилось 80, приняла пост в 1972 году и сдала его дочери в 2008-м.
– Долго её упрашивали представители метеоцентра, – говорит собеседница. – Всё упиралась. Работа-то незнакомая и непростая. В конце-концов уговорили. А со временем втянулась, да и папа мой Михаил Яковлевич, ныне покойный, во всём помогал. Он был очень ответственный, аккуратный, даже щепетильный. Подсчитывал все измерения в уме, мама только записывала. А зимой без мужской руки вообще никак – надо было прорубать или прорезать бензопилой лунки для измерения уровня воды в ра
Как выяснилось, обязанности наблюдателя заключаются не только в измерении уровней воды. Они очень обширны. Галина измеряет температуру воды, её площадь, скорость течения, объём, расход, для чего надо выполнять замысловатые арифметические действия, количество осадков… Зимой ведёт так называемую «снежную статистику» на территории водозабора по дюжине параметров, как то плотность-рыхлость-пушистость снега, глубина покрова, производит его взвешивание, изучает другие характеристики… Всё это заносится в специальную тетрадку. Замеры производятся каждый день в 8.00 утра и в 20.00 вечера.
Собеседница демонстрирует тетрадки. Они у неё сохранились с первого года и дня работы, поэтому может проследить динамику изменений на реке по годам, начиная с 2008-го.
Вот тетрадка за 2020 год. Август. По номерным сваям, по-научному реперам, обозначенным на бетонной лестнице, вода находилась на самой нижней отметке 10, а в октябре 2019-го была и вовсе на критической – 11-й, что является редчайшим явлением, поэтому она практически не используется. Сейчас она на 5-й отметке, т.е. средней. И то слава богу, говорит Галина. От старых людей услышала, что коль предыдущие четыре года были засушливыми, то следующие четыре, включая нынешний, должны быть влажными. Посмотрим. Но вернёмся к отметкам: первая – это уже выход на пойму, чего давно не происходило.
На основе данных делается месячный отчёт и отправляется в Пинский метеоцентр.
В данной работе требуются и недюжинные знания. Например, только наименований состояния льда на реке около семи десятков. Они весьма красноречивы: сало, снежура, каша, затор, шугоход…
– Был случай в начале моей работы на посту, когда мы с отцом опускаем вертушку через лёд, а она подо льдом не крутится, – вспоминает Галина. – Что такое? Позвонили в метеоцентр. Там сказали, что это плотные комья ледяной крошки, шуга, что надо подождать и назавтра повторить попытку. Действительно, назавтра течение эту шугу, превратившуюся в плотину, прорвало.
Вообще, разных историй здесь происходило множество. И не только связанных с работой. Неподалёку вниз по течению был так называемый Пашин мостик. Навесной. Раскачивался, словно качели.
– Однажды шли с грибов, ребята раскачали его, а девочка и говорит, мол, пробегу по раскачанному мостику, не держась за перила, и не упаду. Но всё же упала в холодную осеннюю воду. Благо не заболела. Сейчас она преподаёт в школе, учитель года-2020. Видать, закалил её мостик.
К слову, в момент нашей беседы температура воды в Цне составляла 14,8 градуса. Для купания пока холодная.
А что касается водных неожиданностей, то во время измерений Галина обязательно надевает спасательный жилет. Таково требование. Но за всю её службу и службу мамы ни одного случая нежелательного окунания не было.
Тьфу-тьфу, пусть и впредь не будет.
Напротив поста через речку – что-то похожее на мини-парк.
– Здесь действительно создавался парк, – говорит собеседница. – Задумал его Эдуард Черноокий, будучи ещё старшеклассником. Теперь он мастер леса в Дятловичском лесничестве. Вместе с братом Виктором, ныне лесником, заложил парк, высадил много экзотических деревьев. Собирался поставить резную беседку – пусть люди наслаждаются красотой и отдыхом, Купалье организовывают. Но какой-то односельчанин высек почти все деревья. Остальное люди обломали. Здесь ведь коров выпасают. То, что осталось, лишь малая часть от созданного. Жаль, ведь вокруг такие живописные места.
К слову, в этом живописном месте, прозванном в народе «Заляцкие», где из года в год сельчане празднуют Масленицу, Галина с мужем Валентином собираются провести часть свадьбы дочери – фотосессию с участием конного экипажа. А экипаж принадлежит сыну того самого доброго лесника Эдуарду. Его большой деревянный дом – через лужайку от поста.
Самой Галине уже вряд ли удастся передать по наследству свой титул хозяйки Цны. Две дочери имеют работу в Лунинце. Младшая Янина, которая вот-вот встанет под венец, тоже. Старшая Ирина – учительница начальных классов в Лунинецкой СШ №1.
Впрочем, до момента передачи эстафеты ещё далеко – в июле всего-то полтинник отметит. А там можно и далее оставаться на посту. Радоваться природной красоте, которая и является главным богатством хозяйки Цны.