«Позиция Горбачева оказалось значительно более созвучной с Кремлем, чем желали бы слышать многие его почитатели на Западе. Был бы оспариваемый полуостров частью Украины, если бы он нес за это ответственность? Он сказал, что, оказавшись в такой же ситуации, как Путин, он не действовал бы по-другому», — сообщает издание, передавая часть интервью в форме косвенной речи.
«Я всегда поддерживал свободное волеизъявление людей, а большая часть Крыма желала объединиться с Россией», — приводит журнальное приложение слова самого Горбачева.
Отвечая на вопрос о том, прибегнул бы он сам к подобному сценарию в крымском вопросе, экс-президент ответил: «Единственная настоящая причина, по которой я бы этого не сделал, состоит в том, что если бы я оставался у власти, то Советский Союз продолжал бы существовать, и Крым был его частью».
О доверии США
Михаил Горбачев также заявил, что Вашингтон растратил доверие, созданное в период «перестройки» в отношениях между РФ и США.
«Под столом американцы потирали руки от радости. Они думали: «Мы — победители, мы выиграли «холодную войну», вместо того, чтобы признать ту огромную роль, которую мы сыграли, чтобы завершить ее. Они думали: «Теперь мы — хозяева мира», — отметил Горбачев.
И при этом добавил: «Они не были искренне заинтересованы в том, чтобы оказать помощь России стать стабильной и сильной демократией. Они думали, что урезали ее в размерах. В этом процессе они растратили то доверие, которое мы построили».
Стремился к реформированию, а не разрушению СССР
Кроме того первый и последний президент бывшего СССР заявил, что стремился к реформированию, а не разрушению Советского Союза, и сожалеет о его распаде.
«Я неимоверно сожалею об этом. Сожалею, что исчезла великая страна с огромными возможностями и ресурсами. Мои намерения всегда состояли в том, чтобы реформировать ее, и никогда — чтобы разрушить. Большинство россиян думают так же, как и я. Они не хотят его возвращения, но глубоко сожалеют, что он (СССР) распался. Правда состоит в том, что он до сих пор продолжал бы существовать, если бы я оставался у власти», — отметил экс-президент.
Взявший у него интервью корреспондент Sunday Times Марк Франчетти заметил, что горькая ирония состоит в том, что Горбачева подвергают критике на родине и чтят за рубежом за одно и то же, а именно ту роль, которую он сыграл в окончании существования Советского Союза, при том, что распад страны — это то, чего он сам желал меньше всего на свете, и что по этой причине он и по сей день остается самым недопонимаемым мировым лидером. В ответ на это Михаил Горбачев сказал: «Они поймут, они поймут. Имейте терпение».