По его словам, в документе идет речь не только о персональном составе комиссии, но также определены условия и порядок рассмотрения обращений граждан Беларуси, находящихся за рубежом, передаёт БелТА.
«Охватывается период тех возможных или совершенных правонарушений с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года. Граждане могут обращаться в комиссию в письменном виде или в электронном. В указе определены требования, которые предъявляются к этому заявлению, перечень документов, которые должны содержаться. Также указаны те решения, которые будут приниматься комиссией. Все открыто, понятно. Предусмотрено открытое, свободное голосование членов комиссии по каждому вопросу», — рассказал генпрокурор.
Он подчеркнул, что никто не заставляет никого возвращаться на родину или обращаться в созданную комиссию. «Это добрая воля, жест нашего государства. Для того чтобы снять всякого рода провокации, в указе отдельно определена норма, связанная с тем, что лица, в отношении которых принято решение (комиссии), могут в течение 3 месяцев его реализовать. Прошло 3 месяца — далее, пожалуйста, обращайтесь по общему порядку», — пояснил Андрей Швед.
Также он сказал, что в указе предусмотрены возможности реализации всех правовых норм, направленных на «освобождение лица от ответственности или изменение меры пресечения».
«Самое главное: если это лицо, получив на руки документ о том, что к нему нет претензий или изменена мера пресечения, или принято какое-то иное решение, которое, по мнению этого лица, позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена гарантия, связанная с тем, что в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов только с согласия генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, могут применяться меры процессуального принуждения либо приниматься какое-то правовое решение. Это очень важно», — обратил внимание генпрокурор.
Чтобы принять правильное решение, генпрокурор дал рекомендацию всем желающим вернуться в Беларусь: «каждый должен думать о себе, о своих родных, близких, о детях. Думайте, взвешивайте, читайте. Все открыто и понятно».
Говоря о полномочиях создаваемой комиссии, он пояснил, что при рассмотрении каждого обращения подход будет индивидуальным.
«В указе определены виды решений комиссии. Когда мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию (ведь мы с вами хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление, кто-то поддался, но сейчас искренне раскаивается), мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: «Да, в отношении вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое решение, такого числа, и вы вправе спокойно въехать, никаких претензий к вам нет». Если только вы что-то не спрятали. Если человек совершил еще какое-то преступление и об этом никому неизвестно (он скрывает), закон для всех одинаков», — пояснил Андрей Швед.
В состав комиссии войдут около 30 человек. Собираться они будут по мере необходимости, готовности материалов по каждому случаю. На рассмотрение заявлений граждан ей отводится до 2 месяцев, в исключительных случаях по решению председателя комиссии — до 3 месяцев. «Здесь очень важно спешить, но медленно, чтобы не допустить ошибки, внимательно разобраться», — отметил генеральный прокурор.